Письмо Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока от 25.04.2003 N 3.27-18/176

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

ПИСЬМО

от 25 апреля 2003 г. N 3.27-18/176

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 165 от 01.04.2003) направляется заключение на проект Федерального закона N 297367-3 О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 297367-3

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект Федерального закона О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации был внесен депутатом Государственной Думы А.С. Ивановым. Законопроект предусматривает применение при оценке пенсионных прав застрахованных лиц повышенного отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП), учитываемого при определении страховой части трудовой пенсии, для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Федеральный закон). Указанной нормой предусматривается досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, по достижении 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали в районах Крайнего Севера (РКС) либо в приравненных к ним местностях (МПКС) соответственно не менее 12 и 17 календарных лет.

Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, т.к. до принятия Федерального закона указанная категория лиц правом на применение районного коэффициента к пенсии при выезде из РКС и МПКС не пользовалась. Повышенное отношение ЗР/ЗП в размере 1,4; 1,7; 1,9 учитывается в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников, для граждан, проработавших в РКС и МПКС соответственно не менее 15 и 20 календарных лет.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях право на назначение пенсии с учетом районного коэффициента действительно установлено для граждан, проработавших в РКС и МПКС соответственно не менее 15 и 20 календарных лет (за исключением лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда). В то же время женщины, работающие (работавшие) в РКС и МПКС и родившие двух и более детей, имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости при наличии 20 лет страхового стажа, как и остальные женщины, однако без применения повышенного отношения ЗР/ЗП при определении страховой части трудовой пенсии, что ставит их в фактическое неравенство и нарушает статью 19 Конституции Российской Федерации. Если рассматривать аналогичные нормы Федерального закона в отношении женщин, работающих (работавших) за пределами РКС и МПКС, то имеющее место неравенство очевидно. Так, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения возраста 8 лет, приобретают право на трудовую пенсию по старости при достижении 50 лет, если имеют страховой стаж не менее 15 лет, т.е. на 5 лет меньше, чем остальные женщины.

Учитывая изложенное, Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.

При этом следует отметить, что статья 1 законопроекта требует уточнения в части цифрового обозначения абзаца пункта 2 статьи 30 Федерального закона.

Кроме того, из статьи 2 законопроекта необходимо исключить финансирование расходов по реализации законопроекта за счет средств федерального бюджета, т.к. повышенное отношение ЗР/ЗП применяется только при определении страховой части трудовой пенсии, финансируемой за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, сумма денежных средств, необходимых для реализации законопроекта, уменьшится на 6,5 млн. рублей и составит согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта ориентировочно 13,0 млн. рублей в год.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО