Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 08.10.1997 N 2.2-15/868

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 8 октября 1997 г. N 2.2-15/868

 

Направляем заключение по проекту Федерального закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией.

 

Первый заместитель

Начальника Управления

В.А.РОЩИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ,

УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

 

Рассмотрев проект Федерального закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией, сообщаем следующее:

1. Поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации наследодателем всегда является физическое лицо, то представляется неудачным название законопроекта. Предлагаем заменить в нем слово унаследованными словами приобретенными в порядке правопреемства, имея в виду, что Российская Федерация является правопреемником внешних финансовых активов Союза ССР.

2. При анализе определения государственных внешних активов, данного в статье 1 законопроекта, становится очевидным, что между Российской Федерацией и ее контрагентами существуют не вещные, а обязательные правоотношения. Однако ряд статей законопроекта (например, 5, 6, 14) ошибочно применяет к этим отношениям некоторые институты вещного права. В связи с изложенным в этой части концепция законопроекта нуждается в существенных изменениях.

3. Необходимо доработать абзац 10 статьи 4 законопроекта, приняв во внимание, что в случае, если передача внешних активов в управление будет оформлена договором доверительного управления имуществом, то согласно статье 1015 Гражданского кодекса РФ доверительным управляющим может выступать не любой гражданин или юридическое лицо, а лишь индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (кроме унитарного предприятия).

4. Требует доработки также пункт 2 статьи 6 законопроекта, поскольку Федеральным законом о федеральном бюджете не может оформляться отказ Российской Федерации от права на внешние активы.

5. Пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 12 законопроекта перечисляют неоправданно широкий круг лиц, участвующих в управлении внешними активами Российской Федерации. Кроме того, редакция названных пунктов противоречит пункту 2 статьи 8 проекта.

6. В законопроект включены нормы, относящиеся к предмету регулирования международными договорами Российской Федерации. В частности, регулирование вопросов возврата государственного внешнего долга иностранными государствами Российской Федерации является предметом регулирования международных договоров Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 14).

7. Пункт 3 статьи 14 законопроекта необходимо доработать с учетом положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

8. Как мы полагаем, представляется неудачным использование в статье 3 законопроекта термина конвертированные. Кроме того, нуждается в доработке пункт г этой статьи, из которого не ясно, является ли предусмотренная им переуступка внешних активов возмездной или нет.

9. В пункте б статьи 11, в пункте 2 статьи 16 проекта следует говорить не об ущербе, а об убытках.

10. В пункте 4 статьи 12 слова коммерческую тайну необходимо заменить словами служебную тайну.

Заключение подготовлено совместно с Отделом правовой экспертизы законопроектов по гражданскому законодательству и природопользованию и Отделом правовой экспертизы законопроектов по финансовому, банковскому, налоговому и бюджетному законодательству.