Письмо Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока от 10.06.2003 N 3.27-18/246

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

ПИСЬМО

от 10 июня 2003 г. N 3.27-18/246

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 173 от 03.06.2003) направляется заключение по проекту Федерального закона N 322839-3 О внесении изменений и дополнений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, внесенному Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 322839-3 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 14, 21 И 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации был внесен Правительством Российской Федерации с целью уточнения и изменения отдельных положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (далее - Федеральный закон). В законопроекте предусматривается размеры пенсий федеральных государственных служащих для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определять с применением районного коэффициента. При этом, если установлены разные коэффициенты, будет применяться коэффициент, действующий для работников непроизводственных отраслей. Правительством Российской Федерации предлагается также повысить предельный размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется указанная пенсия, до 2,3 должностного оклада (в настоящее время 1,8 должностного оклада), что позволит увеличить размер пенсий, т.к. с момента их назначения они вообще не индексировались. При этом устанавливается, что в дальнейшем пенсии будут индексироваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в настоящее время пенсии индексируются при увеличении денежного содержания на индекс его увеличения).

На реализацию законопроекта из средств федерального бюджета на 2003 год запланировано 316,1 млн. рублей.

Комитет поддерживает внесенный законопроект, т.к. он отвечает требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав человека и гражданина. При одинаковых основаниях назначения данной пенсии уровень пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ниже, чем на остальных территориях страны, с учетом проживания в экстремальных природно-климатических условиях, требующих дополнительных физиологических и материальных затрат. При этом в целях исключения неоднозначного толкования правовой нормы в пункте 1 данной статьи следует уточнить, что установленная предельная общая сумма пенсии за выслугу лет и частей трудовой пенсии увеличивается на размер районного коэффициента. Кроме того, применение централизованно установленного районного коэффициента не соответствует реально существующему порядку выплаты районного коэффициента на указанных территориях. В условиях отсутствия на территории установленного федеральным законом единого районного коэффициента Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. В большинстве северных субъектов Российской Федерации был введен в районе (местности) единый районный коэффициент, размер которого выше по сравнению с централизованно установленным районным коэффициентом. Применение районного коэффициента, установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с согласия федерального органа исполнительной власти, будет соответствовать статье 78 Конституции Российской Федерации. Поэтому считаем, что к размеру пенсии должен применяться районный коэффициент, фактически начисляемый в районе и местности к заработной плате работников, на весь период их проживания в указанных районах и местностях. При этом, если установлены разные районные коэффициенты, следует применять районный коэффициент, фактически начисляемый в данном районе и местности к заработной плате работников непроизводственных отраслей.

В части порядка индексации пенсий федеральных государственных служащих считаем целесообразным уточнить его путем внесения соответствующих дополнений непосредственно в статью 25 Федерального закона.

 

Председатель Комитета

Н.ПИВНЕНКО