Письмо Президента РФ от 22.07.2003 N Пр-1353

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 июля 2003 г. N Пр-1353

 

Направляю заключение на проект Федерального закона N 324740-3 О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой в первом чтении 21 июня 2003 г.

 

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 324740-3 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В проекте Федерального закона N 324740-3 О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее именуется проект) регулируются вопросы, касающиеся перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а также перевода лесных земель в нелесные земли. Кроме того, в проекте определяются условия и порядок проведения строительства в лесном фонде.

Не оспаривая нормы проекта, регулирующие вопросы строительства объектов недвижимого имущества в лесном фонде, следует отметить, что в проекте содержатся положения, противоречащие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону Об особо охраняемых природных территориях в части, касающейся перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а также перевода лесных земель в нелесные земли.

В некоторых случаях положения проекта не согласуются с нормами статей Лесного кодекса Российской Федерации, в которые не вносятся изменения и дополнения.

В пункте 6 статьи 1 проекта предусматривается перевод лесов государственных природных заповедников, национальных парков и некоторых других особо охраняемых природных территорий в земли иных категорий.

Вместе с тем в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 95 и другие статьи) и Федеральным законом Об особо охраняемых природных территориях (статья 6 и другие статьи) запрещается изъятие земель соответствующих особо охраняемых природных территорий, включая перевод этих земель в земли иных категорий.

В пункте 6 статьи 1 проекта указывается, что перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных свойств лесов.

В соответствии со статьей 56 Лесного кодекса Российской Федерации названные свойства имеют только леса первой группы.

Таким образом, в пункте 6 статьи 1 проекта определяется порядок перевода земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий.

Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для иных целей ограничивается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Ограничения изъятия земель, занятых лесами первой группы, установлены в статьях 49 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, которые содержат исчерпывающий перечень оснований изъятия названных земель.

Пункт 6 статьи 1 проекта, дополняя основания изъятия земель, занятых лесами первой группы, вступает в противоречие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 1 проекта также предусматривается перевод земель лесного фонда в земли иных категорий для обеспечения определенных нужд и размещения объектов социального назначения.

Иначе говоря, речь идет об изъятии земель лесного фонда для государственных и муниципальных нужд.

При этом не было принято во внимание, что данный вопрос уже урегулирован в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, причем иначе, чем в пункте 6 статьи 1 проекта.

В пункте 6 статьи 1 проекта не учтено то обстоятельство, что изъятие земель лесного фонда, включая их перевод в земли иных категорий, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, например связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации (пункт 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следует отметить, что в пункте 6 статьи 1 проекта регулируются отношения, возникающие в связи с возмещением убытков и потерь лесного хозяйства, в чем нет необходимости, поскольку данные отношения урегулированы в статьях 57 и 58 Земельного кодекса Российской Федерации и в статьях 84 и 85 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пункт 6 статьи 1 проекта необходимо привести в соответствие со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации в части, касающейся материалов лесоустройства. Перевод лесных земель в нелесные земли, а также перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются не на основании, а в соответствии с материалами лесоустройства (пункт 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации). Специальные обследования проводятся при осуществлении лесоустройства и их результаты должны фиксироваться в материалах лесоустройства (статья 72 Лесного кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного проект может быть поддержан при условии его доработки.