СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 сентября 2003
г. N 01-1170/14-1
Счетная
палата Российской Федерации представляет заключения на проекты Федеральных
законов О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004
год, О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2004 год, О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2004 год, О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2004 год.
Заключения
рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 9
сентября 2003 года (протокол N 28 (353)).
Председатель
С.В.СТЕПАШИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2004
ГОД
Проект Федерального
закона О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004
год (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21
Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Статьей 1
законопроекта устанавливается, что в 2004 году страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, утвержденным
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ О страховых тарифах
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2001 год. Следовательно, предусматривается сохранение действующих в 2001 году и
пролонгированных на 2002 и 2003 годы тарифов, а также порядка, условий уплаты и
льгот по уплате этих страховых взносов.
Сохраняются 22
страховых тарифа, дифференцированных по группам отраслей (подотраслей)
экономики в зависимости от класса профессионального риска. Страховые тарифы
распределены в диапазоне от 0,2 (по 1 классу) до 8,5 (по 22 классу) процента к
начисленной оплате труда по всем основаниям.
Расчет
среднеотраслевого страхового тарифа производился исходя из фонда оплаты труда
на 2004 год, представленного Минэкономразвития России, в объеме 3956,0 млрд.
рублей, скорректированного на разницу сумм фонда оплаты труда, начисленного в
декабре 2004 года, по отношению к декабрю 2003 года и на некоторые виды оплаты
труда, на которые не начисляются страховые взносы (149,5 млрд. рублей). В результате скорректированный фонд оплаты труда принят в сумме
3806,5 млрд. рублей.
Среднегодовой
коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в
размере 0,98.
Для определения
страховых тарифов на 2004 год были использованы данные о выплатах в возмещение
вреда пострадавшим за 2002 год по всем 755 отраслям (подотраслям) экономики,
сгруппированным в 22 класса.
Общая сумма
затрат для финансирования обязательств по социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний определена на 2004 год в
сумме 33363,1 млн. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным
заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на
реабилитацию пострадавших, расходы на обучение по охране труда, расходы на осуществление обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также
расходы по доставке и пересылке страховых выплат.
Кроме того,
при расчете среднеотраслевого страхового тарифа учитывались прочие доходы в
2004 году (пени, штрафы, прочие поступления) в сумме 492,1 млн. рублей и
остатки средств Фонда социального страхования Российской Федерации по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на начало 2004 года в сумме 506,9 млн. рублей.
Исходя из
этих условий расчетный среднеотраслевой страховой тариф на 2004 год определен в размере 0,86% от скорректированного фонда оплаты труда (на 2003 год
этот показатель был установлен на уровне 0,99 процента).
В
результате проведения тематической проверки полноты сбора страховых взносов на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний за 2002 год в Фонде социального страхования
Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации установлено, что
среднеотраслевой тариф страховых взносов устанавливался на 2002 год в размере
0,94%, фактически сложился на уровне 0,74%. В определенной мере на уровень
этого показателя повлияло большое количество
зарегистрированных страхователей (65,5%), отнесенных согласно Правилам
отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа
1999 года N 975, к I и II классам профессионального риска, уплачивающих
страховые взносы по минимальным размерам страхового тарифа - 0,2 и 0,3
процента.
Интегральный
показатель профессионального риска, используемый для отнесения отраслей
(подотраслей) экономики к классу профессионального риска, не в полной мере
отражает вероятность повреждения (утраты) здоровья пострадавших, удельный вес
затрат на выплаты в возмещение вреда в общем фонде оплаты труда по отрасли (с
учетом ограничений их размера), а также делает возможным переход в течение
одного года некоторых отраслей (подотраслей) в интервале 15 классов профессионального риска (из 22 существующих)
в сторону снижения, что свидетельствует о его недостаточной эффективности.
Статьей 3
Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено, что
под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты)
здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по
трудовому договору, а под классом профессионального риска - уровень
производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на
обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики. Пунктом 4 Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу
профессионального установлено, что класс профессионального риска для отрасли
(подотрасли) экономики определяется величиной интегрального показателя
профессионального риска. Этот показатель рассчитывается в процентах как
отношение суммы в возмещение вреда, начисленной в отрасли (подотрасли)
экономики в истекшем календарном году, к размеру фонда оплаты труда в отрасли
(подотрасли) экономики, на который начислены взносы в ФСС в истекшем
календарном году.
В
соответствии со статьей 16 Федерального закона О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2002 год, действие
которой продлевается на 2004 год, размер ежемесячной страховой выплаты в
возмещение вреда ограничен суммой в 30000 рублей, а размер пособия по временной
нетрудоспособности (согласно статье 15 названного Федерального закона, действие
которой также продлевается на 2004 год) - 11700 рублей. В отраслях с высокой оплатой труда интегральный
показатель может вследствие этого уменьшаться при сохранении вероятности
наступления страхового случая, и, соответственно, есть вероятность перехода
этих отраслей в более низкий класс профессионального риска с соответствующим
снижением страхового тарифа (т.е. чем выше заработная плата по отрасли, тем
меньше интегральный показатель из-за ограничения объемов выплат в возмещение
вреда).
Кроме того, для
целей этого показателя в рамках одной отрасли может быть равнозначным
количество страховых случаев с работниками, имеющими небольшую заработную
плату, и значительно меньшее количество страховых случаев с работниками,
имеющими высокий заработок (при условии равенства сумм выплат в возмещение
вреда и фонда оплаты труда по этим пострадавшим).
В результате
использования интегрального показателя для отнесения отраслей экономики к
классу профессионального риска оказались возможны резкие переходы в течение
одного года некоторых отраслей (подотраслей) по классам профессионального риска
в сторону снижения. Так, если в 2001 году производство
драгоценных металлов и камней (ОКОНХ 12412) относилось к 16 классу
профессионального риска, то в 2002 году - к 01 классу; производство лифтов
(ОКОНХ 14154) - соответственно 17 и 02 классы; оловянная промышленность (ОКОНХ
12270) - 22 и 12 классы; производство угольных брикетов (ОКОНХ 11330) - 09 и 01
классы и т.д.
Назрела
необходимость пересмотра интегрального показателя профессионального риска (с
целью более полного отражения в нем вероятности повреждения (утраты) здоровья
пострадавших, затрат на выплаты в возмещение вреда с учетом имеющихся
ограничений объемов выплат, недопустимости резкой смены класса
профессионального риска отдельными отраслями) и разукрупнения классов
профессионального риска с низким тарифом страховых взносов.
Учитывая
вышеизложенное, Счетная палата полагает, что законопроект может быть принят
Государственной Думой в первом чтении с учетом замечаний и предложений,
содержащихся в настоящем заключении.
Аудитор Счетной
палаты
Российской
Федерации
Г.Н.БАТАНОВ