Письмо Счетной палаты РФ от 11.09.2003 N 01-1170/14-1

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 сентября 2003 г. N 01-1170/14-1

 

Счетная палата Российской Федерации представляет заключения на проекты Федеральных законов О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год, О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год, О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год, О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год.

Заключения рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 9 сентября 2003 года (протокол N 28 (353)).

 

Председатель

С.В.СТЕПАШИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ

СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2004 ГОД

 

Проект Федерального закона О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статьей 1 законопроекта устанавливается, что в 2004 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, утвержденным Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год. Следовательно, предусматривается сохранение действующих в 2001 году и пролонгированных на 2002 и 2003 годы тарифов, а также порядка, условий уплаты и льгот по уплате этих страховых взносов.

Сохраняются 22 страховых тарифа, дифференцированных по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска. Страховые тарифы распределены в диапазоне от 0,2 (по 1 классу) до 8,5 (по 22 классу) процента к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Расчет среднеотраслевого страхового тарифа производился исходя из фонда оплаты труда на 2004 год, представленного Минэкономразвития России, в объеме 3956,0 млрд. рублей, скорректированного на разницу сумм фонда оплаты труда, начисленного в декабре 2004 года, по отношению к декабрю 2003 года и на некоторые виды оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы (149,5 млрд. рублей). В результате скорректированный фонд оплаты труда принят в сумме 3806,5 млрд. рублей.

Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 0,98.

Для определения страховых тарифов на 2004 год были использованы данные о выплатах в возмещение вреда пострадавшим за 2002 год по всем 755 отраслям (подотраслям) экономики, сгруппированным в 22 класса.

Общая сумма затрат для финансирования обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определена на 2004 год в сумме 33363,1 млн. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на реабилитацию пострадавших, расходы на обучение по охране труда, расходы на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходы по доставке и пересылке страховых выплат.

Кроме того, при расчете среднеотраслевого страхового тарифа учитывались прочие доходы в 2004 году (пени, штрафы, прочие поступления) в сумме 492,1 млн. рублей и остатки средств Фонда социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало 2004 года в сумме 506,9 млн. рублей.

Исходя из этих условий расчетный среднеотраслевой страховой тариф на 2004 год определен в размере 0,86% от скорректированного фонда оплаты труда (на 2003 год этот показатель был установлен на уровне 0,99 процента).

В результате проведения тематической проверки полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2002 год в Фонде социального страхования Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации установлено, что среднеотраслевой тариф страховых взносов устанавливался на 2002 год в размере 0,94%, фактически сложился на уровне 0,74%. В определенной мере на уровень этого показателя повлияло большое количество зарегистрированных страхователей (65,5%), отнесенных согласно Правилам отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 года N 975, к I и II классам профессионального риска, уплачивающих страховые взносы по минимальным размерам страхового тарифа - 0,2 и 0,3 процента.

Интегральный показатель профессионального риска, используемый для отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, не в полной мере отражает вероятность повреждения (утраты) здоровья пострадавших, удельный вес затрат на выплаты в возмещение вреда в общем фонде оплаты труда по отрасли (с учетом ограничений их размера), а также делает возможным переход в течение одного года некоторых отраслей (подотраслей) в интервале 15 классов профессионального риска (из 22 существующих) в сторону снижения, что свидетельствует о его недостаточной эффективности.

Статьей 3 Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено, что под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а под классом профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики. Пунктом 4 Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального установлено, что класс профессионального риска для отрасли (подотрасли) экономики определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Этот показатель рассчитывается в процентах как отношение суммы в возмещение вреда, начисленной в отрасли (подотрасли) экономики в истекшем календарном году, к размеру фонда оплаты труда в отрасли (подотрасли) экономики, на который начислены взносы в ФСС в истекшем календарном году.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год, действие которой продлевается на 2004 год, размер ежемесячной страховой выплаты в возмещение вреда ограничен суммой в 30000 рублей, а размер пособия по временной нетрудоспособности (согласно статье 15 названного Федерального закона, действие которой также продлевается на 2004 год) - 11700 рублей. В отраслях с высокой оплатой труда интегральный показатель может вследствие этого уменьшаться при сохранении вероятности наступления страхового случая, и, соответственно, есть вероятность перехода этих отраслей в более низкий класс профессионального риска с соответствующим снижением страхового тарифа (т.е. чем выше заработная плата по отрасли, тем меньше интегральный показатель из-за ограничения объемов выплат в возмещение вреда).

Кроме того, для целей этого показателя в рамках одной отрасли может быть равнозначным количество страховых случаев с работниками, имеющими небольшую заработную плату, и значительно меньшее количество страховых случаев с работниками, имеющими высокий заработок (при условии равенства сумм выплат в возмещение вреда и фонда оплаты труда по этим пострадавшим).

В результате использования интегрального показателя для отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска оказались возможны резкие переходы в течение одного года некоторых отраслей (подотраслей) по классам профессионального риска в сторону снижения. Так, если в 2001 году производство драгоценных металлов и камней (ОКОНХ 12412) относилось к 16 классу профессионального риска, то в 2002 году - к 01 классу; производство лифтов (ОКОНХ 14154) - соответственно 17 и 02 классы; оловянная промышленность (ОКОНХ 12270) - 22 и 12 классы; производство угольных брикетов (ОКОНХ 11330) - 09 и 01 классы и т.д.

Назрела необходимость пересмотра интегрального показателя профессионального риска (с целью более полного отражения в нем вероятности повреждения (утраты) здоровья пострадавших, затрат на выплаты в возмещение вреда с учетом имеющихся ограничений объемов выплат, недопустимости резкой смены класса профессионального риска отдельными отраслями) и разукрупнения классов профессионального риска с низким тарифом страховых взносов.

Учитывая вышеизложенное, Счетная палата полагает, что законопроект может быть принят Государственной Думой в первом чтении с учетом замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.

 

Аудитор Счетной палаты

Российской Федерации

Г.Н.БАТАНОВ