Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 16.10.1997 N 2.2-15/1842

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 16 октября 1997 г. N 2.2-15/1842

 

Направляем заключение на проект Федерального закона О взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации.

 

Заместитель

Начальника Управления

М.В.ДЕМЕНКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

По представленному законопроекту сообщаем следующее.

1. Следовало бы иметь в виду, что затрагиваемые вопросы исполнения государственных бюджетов в данном законопроекте, отражены в проекте Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятого в первом чтении 13 июня 1997 года.

2. Название проекта шире, чем его предмет регулирования, затрагивающий бюджетные взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Обращаем внимание на то, что порядок и условия предоставления средств из федерального бюджета, формирование и перечисление средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, иные бюджетные взаимоотношения субъектов Российской Федерации и федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также санкции за нарушение порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет субъектами Российской Федерации определяется в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Необходимо иметь в виду, что регулирование межбюджетных отношений осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (пункт 1 проекта), но также принимаемыми в соответствии с нами законодательными актами субъектов Российской Федерации (согласно пункту 2 статьи 4 Закона Российской Федерации Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и иными нормативно-правовыми актами, например, регламентирующими правовое положение государственных органов, имеющих отношение к исполнению федерального бюджета и бюджетов субъектов.

5. На наш взгляд, нецелесообразно определять формирование федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в законопроекте (пункт 1), поскольку он является целевым бюджетным фондом, который создается в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, и это предполагает, что фонд, как и федеральный бюджет, действует в течение одного года, после чего создается вновь или прекращает существование.

6. Предлагаемое в пункте 3 проекта уменьшение фактического перечисления средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации тому субъекту Российской Федерации который предоставляет из своего бюджета дотации, субвенции, льготы бюджетным нижестоящим территориальным уровням, юридическим или физическим лицам сверх установленного федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, на наш взгляд, не правомерно, и не соответствует статье 73 Конституции Российской Федерации, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации на по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, в том числе распоряжением средствами своих бюджетов, и части второй пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, устанавливающей самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации, которая обеспечивается правом определять направления использования и расходования средств собственных бюджетов.

7. Порядок исполнения федерального бюджета, в том числе вопрос о сокращении финансовых потоков в ходе исполнения федерального бюджета (пункт 4 проекта), определяется в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Кроме того, положение этого пункта полностью дублирует статью 30 Федерального закона О федеральном бюджете на 1997 год.

8. Из пункта 6 проекта не ясно о каких нарушениях федерального бюджета идет речь. Санкции за нарушение порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральной бюджет определяются в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Кроме того, положения частей 2 - 4 пункта 6 проекта повторяют абзацы 2 - 4 статьи 30 Федерального закона О федеральном бюджете на 1997 год.

9. Проект нуждается в редакционной и юридико-технической доработке, в частности в изменении структуры расположения текста проекта Закона.

 

Начальник Отдела

правовой Экспертизы законопроектов

по финансовому, банковскому, налоговому

и бюджетному законодательству

Е.Г.ПОНОМАРЕВА