Письмо Комитета по делам женщин, семьи и молодежи от 19.09.2003 N 3.6-16/352

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН,

СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

 

ПИСЬМО

от 19 сентября 2003 г. N 3.6-16/352

 

Взамен разосланному ранее (исх. N 3.6-16/344 от 17.09.2003) направляем заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи на проект Федерального закона N 362799-3 О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год, утвержденное на заседании Комитета 16 сентября 2003 года (протокол N 90).

 

Председатель Комитета

С.П.ГОРЯЧЕВА

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 362799-3 О БЮДЖЕТЕ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2004 ГОД

 

Указанный проект Федерального закона внесен в Государственную Думу 28 августа 2003 года в пакете с проектом Федерального закона О федеральном бюджете на 2004 год.

Доходы Фонда социального страхования планируется принять в объеме 159938,9 млн. рублей, то есть на 25414,0 млн. рублей (18,9%) больше, чем по бюджету 2003 года. Превышение доходной части Фонда над расходной составит 2419,0 млн. рублей.

Расходы Фонда представлены в законопроекте в объеме 157619,9 млн. рублей против 143185,4 млн. рублей в текущем финансовом году. Таким образом, прирост расходной части бюджета Фонда составит 14334,5 млн. рублей.

Анализ по расходам Фонда социального страхования на 2004 год, которые традиционно курируются Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌───┬────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┐

│ N │     Виды расходов         2003       2004      прирост 

п/п│                        │(млн. руб.)│(млн. руб.)│ уменьшение│

                                                     (-)   

├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│ 1.│Пособия по беременности │  10519,6    13374,8    2855,2  

   │и родам                                         (27,1%) 

├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│ 2.│Пособия по уходу за        5306,6     5720,6     414,0  

   │ребенком до достижения                           (7,8%) 

   │им возраста полутора лет│                                

   │(500 рублей в месяц)                                    

├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│ 3.│Пособия при рождении       5846,4     6633,0     786,6  

   │ребенка (4500 рублей)                           (13,4%) 

├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│ 4.│Оздоровление детей        11566,8     3291,2  │ -8275,6  

                                                 │(ум. в 3,5 │

                                                   раза)  

├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│ 5.│Оплата путевок на          1764,0     1500,0     214,0  

   │санаторно-курортное                           │ -(12,1%) 

   │лечение работников                                      

├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│ 6.│Частичное содержание        950,0        0,0       -    

   │детско-юношеских                                        

   │спортивных школ                                         

└───┴────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘

 

В связи с последовательной позицией Правительства на уменьшение средней ставки единого социального налога в части отчисления в Фонд социального страхования, доходы Фонда не позволяют обеспечивать в полном объеме те социальные выплаты, которые финансировались ранее. Сокращаются отдельные статьи расходов.

В частности, расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. В 2001 году эти расходы составляли 12,1 млрд. рублей, в 2002 году - 6,3 млрд. рублей, в 2003 предлагается только 1,7 млрд. рублей, причем только на долечивание, а в 2004 на эти цели планируется выделить 1,5 млрд. рублей. Таким образом, за четыре года расходы на оздоровление работников и их семей сократились в 8 раз.

По нашему мнению, такое решение является нерациональным. Комитет будет отстаивать позицию на увеличение расходов Фонда по данной позиции.

Много лет подряд из Фонда социального страхования выделялись средства на частичную поддержку детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). В 2002 и 2003 годах они составляли 950 млн. рублей.

В 2004 году средства на эти цели не выделены. Таким образом, детские спортивные школы лишились финансовой поддержки в объеме 950 млн. рублей.

Федеральная исполнительная власть явно недооценивает значение физкультуры и спорта для развития подрастающего поколения, что приводит к таким плачевным негативным последствиям, как рост наркомании среди несовершеннолетних, вовлечение их в различного рода противоправные действия. А это уже невосполнимые нравственные потери, отражающиеся на генофонде нации.

Комитет считает, что затраты на эти цели нельзя терять.

При этом нельзя не согласиться с мнением специалистов, которые говорят о том, что поддержка ДЮСШ - это не страховые выплаты. Но в то же время нельзя согласиться и с тем, что эта поддержка должна быть полностью перенесена на уровень субъектов Российской Федерации и местных властей.

Дискуссия по этому вопросу между депутатами Государственной Думы и представителями Правительства ведется с прошлого года.

Представители Правительства заверяли депутатов в том, что после проведения инвентаризации поддержка ДЮСШ будет осуществляться или из средств федерального бюджета, или из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. С исполнительной властью субъектов Российской Федерации по этому вопросу предполагалось заключение соответствующих договоров.

Однако ни в материалах, представленных к проекту Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год, ни к проекту Федерального закона О федеральном бюджете на 2004 год нет никаких указаний на то, что эта работа проведена. А в проекте федерального бюджета на 2004 год средства на эти цели не предусмотрены. Комитет не может с этим согласиться и считает, что расходы на решение этой социально важность этой задачи должны быть выделены в 2004 году в федеральном бюджете.

И самое главное. Комитет категорически протестует по поводу сокращения в бюджете Фонда социального страхования ассигнований на оздоровление детей.

В соответствии с проектом Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год расходы на оздоровление детей снижаются с 11,6 до 3,3 млрд. рублей (на 8,3 млрд. рублей, или в 3,8 раза). А в федеральном бюджете затраты на организацию оздоровительной кампании детей и подростков на 2004 год не увеличиваются.

Правда, в статье 10 проекта Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год Фонду предписывается сохранить уровень финансирования оздоровления детей в 2004 году в объеме 11,5 млрд. рублей (так же как и в 2003 году) и на это разрешается направить следующие средства:

часть остатка средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формируемого в 2004 году;

дополнительные доходы, получаемые в случае превышения сумм остатков средств на 1 января 2004 года, установленных статьей 2 настоящего Федерального закона, по результатам исполнения бюджета Фонда за 2003 год;

доходов, полученных сверх сумм, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона, или в случае снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию.

Но эти средства гарантировать никто не может.

По данным специалистов, для сохранения в 2004 году оздоровительной кампании детей и подростков на том же уровне, как и в 2003, потребность в средствах составит 15,6 млрд. рублей (в сумме ассигнований из федерального бюджета и Фонда социального страхования).

Таким образом, чтобы избежать дефицита средств на отдых и оздоровление детей в 2004 году, из бюджета Фонда социального страхования должно быть выделено 14,4 млрд. рублей. Но, учитывая проблемы с доходной частью Фонда, а также то обстоятельство, что весь прирост доходов должен быть направлен на выплату пособий по временной нетрудоспособности, Комитет считает необходимым как минимум сохранить объемы расходов на оздоровление детей на уровне 2003 года (11,5 млрд. рублей) и будет последовательно отстаивать свои позиции по этому вопросу.

Учитывая вышеизложенное, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи принял решение поддержать принятие проекта Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год при условии обязательного выполнения Правительством Российской Федерации следующих требований:

1. При подготовке проекта федерального бюджета на 2004 год ко второму чтению Правительству Российской Федерации и руководству Фонда совместно с Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике, Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам провести инвентаризацию доходов и расходов проекта бюджета Фонда социального страхования на 2004 год и предусмотреть выделение в 2004 году средства на оздоровление детей в объеме не ниже, чем в 2003 году (не менее 11,5 млрд. рублей). Выделить эти средства отдельной строкой в приложении 3 Структура расходов Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год к данному законопроекту.

В случае невозможности изыскания дополнительных доходов бюджета Фонда социального страхования на 2004 год Правительству Российской Федерации выделить дотации Фонду из федерального бюджета на 2004 год в соответствии со статьей 24 Федерального закона Об основах обязательного социального страхования.

2. В связи с внесенными в Государственную Думу законопроектами, предусматривающими увеличение размера единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотреть на эти цели в бюджете Фонда на 2004 год увеличение средств на 4,2 млрд. рублей за счет превышения доходов Фонда над его расходами.

3. Гарантировать осуществление финансирования расходов на поддержку детско-юношеских спортивных школ в объеме 950 млн. рублей из любых источников: федерального бюджета, Фонда социального страхования или бюджетов субъектов Российской Федерации.

При невыполнении вышеизложенных требований Комитет не будет поддерживать принятие проекта данного Федерального закона во втором чтении.

 

Председатель Комитета

С.П.ГОРЯЧЕВА