Письмо Комитета СФ ФС РФ по конституционному законодательству от 14.10.2003 N 3.1-08/406

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

 

ПИСЬМО

от 14 октября 2003 г. N 3.1-08/406

 

В Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству рассмотрен проект Федерального закона О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством, внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.В. Коломейцевым, А.Д. Куликовым, Б.Л. Резником (N 317699-3). В связи с этим сообщаем следующее.

Как следует из статьи 1 законопроекта, его целями и задачами являются предупреждение злоупотребления властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе сопряженного со взяточничеством и хищениями, со стороны лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц, указанных в данном законе, а также организация деятельности по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством.

Положения законопроекта вызывают ряд возражений правового и технико-юридического характера.

Данный проект Федерального закона содержит отрывочные положения различных Федеральных конституционных и Федеральных законов, таких как О Правительстве Российской Федерации, О Счетной палате Российской Федерации, Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, О прокуратуре Российской Федерации, О статусе судей в Российской Федерации, Об основах государственной службы Российской Федерации, Об информации, информатизации и защите информации и других. При этом указанные положения законопроекта не согласуются с названными Федеральными конституционными и Федеральными законами, поскольку вычленены из общего контекста данных правовых актов.

Рассматриваемым проектом предлагается учредить должность Уполномоченного по этике в органах власти. В соответствии с частью 1 статьи 17 законопроекта Уполномоченный по этике назначается на должность и освобождается от должности Федеральным Собранием Российской Федерации. Данное положение не соответствует нормам главы 5 Федеральное Собрание Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации не обладает едиными полномочиями. К полномочиям Совета Федерации и Государственной Думы как палат Федерального Собрания, согласно статьям 102, 103, 106 Конституции Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по этике не относится. Кроме того, в законопроекте не установлен порядок назначения Уполномоченного по этике, что делает невозможным практическое учреждение данного института.

Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 17 законопроекта при исполнении своих полномочий Уполномоченный по этике независим и неподотчетен органам власти и должностным лицам, что ставит его фактически над государственной властью. Это является недопустимым.

Часть 3 статьи 19 законопроекта, согласно которой Уполномоченный по этике может выступить со своим докладом на совместном заседании палат Федерального Собрания, не соответствует статье 100 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 100 Конституции Российской Федерации Совет Федерации, Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статьей 4 законопроекта Уполномоченный по этике наделяется правом приостанавливать осуществление полномочий любого лица, определенного статьей 2 законопроекта, в частности, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты и др. Данное положение противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Так, например, статьями 95, 96, 97 Конституции Российской Федерации, а также Федеральными законами О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации установлен порядок выборов депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации. При этом названными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность приостановления полномочий ни членов Совета Федерации, ни депутатов Государственной Думы, а тем более органом (или должностным лицом) на то не уполномоченным.

Статьей 17 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации установлена возможность приостановления полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, но только в установленных законодательством случаях и только по решению Конституционного Суда Российской Федерации.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект (заключение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 5547п-П17).

Законопроект имеет и иные недостатки правового характера.

В связи с вышеизложенным принятие рассматриваемого законопроекта представляется нецелесообразным.

 

Председатель Комитета

Ю.А.ШАРАНДИН