Письмо Верховного Суда РФ

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

В Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Коломийцевым, А.Д. Куликовым, Б.Л. Резником.

Необходимость и целесообразность принятия данного законопроекта, устанавливающего целый ряд мер антикоррупционного характера, направленных, по мнению его авторов, на предупреждение злоупотребления властью или служебными полномочиями должностными лицами в органах государственной власти, в том числе и судебной, вызывает определенные сомнения.

В настоящее время на территории Российской Федерации, в развитие конституционных положений о судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, действует система федеральных конституционных и федеральных законов, позволяющих в полной мере разрешать весь комплекс вопросов, связанных с наделением лица статусом судьи, приостановлением и прекращением его полномочий, а также привлечением к ответственности, вплоть до уголовной.

Такими законодательными актами, в частности, являются: Федеральный конституционный закон О судебной системе в Российской Федерации, Закон Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации, Федеральный закон Об органах судейского сообщества в Российской Федерации.

Кроме того, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 13 июля 2001 г. Федеральный закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также принятые в его развитие подзаконные нормативные правовые акты позволяют в достаточной степени, с соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности и независимости судей при осуществлении ими своих функций по отправлению правосудия, контролировать имущественное положение судей федеральных судов, а также мировых судей.

Что касается содержащихся в рассматриваемом проекте предложений, устанавливающих дополнительные требования к лицам, занимающим судебные должности и претендующим на замещение этих должностей (в частности, имущественного характера), а также допускающих возможность отстранения лица, наделенного в установленном законом порядке судебным статусом, от занимаемой должности за неисполнение указанных требований или приостановления его полномочий, данные предложения вступают в прямое противоречие с конституционными гарантиями независимости судебной власти и потребуют пересмотра в этой части Основного закона Российской Федерации, а также иных федеральных конституционных и федеральных законов, закрепляющих эти гарантии.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установление же предлагаемых данным проектом ограничений, не связанных с реализацией указанных в приведенной конституционной норме целей, представляется неприемлемым.

По этим же основаниям нельзя согласиться и с наделением Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации, институт которого предлагается учредить в главе 3 рассматриваемого законопроекта, правом проведения самостоятельных проверок деятельности государственных органов и должностных лиц, на которые распространяется сфера действия данного проекта, в том числе и судов.

Вопросы, связанные с назначением на судебную должность, ее прохождение, а также приостановление и прекращение судейских полномочий, в том числе и в связи с совершением судьей поступков, несовместимых со статусом судьи, отнесены к компетенции соответствующих квалификационных коллегий - органов судейского сообщества, созданных для выражения интересов судей как носителей судебной власти и действующих на основании Федерального закона Об органах судейского сообщества в Российской Федерации.

Наделение иных органов и должностных лиц перечисленными выше полномочиями, как это предлагается в проекте, фактически будет означать вмешательство в осуществление судебной деятельности, что, согласно норме, содержащейся в статье 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.

 

П.П.СЕРКОВ