Письмо Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока от 25.12.2003 N 3.27-18/472

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

ПИСЬМО

от 25 декабря 2003 г. N 3.27-18/472

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 189 от 27.11.2003) направляется заключение по проекту Федерального закона N 377068-3 О внесении изменений в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 377068-3

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект Федерального закона N 377068-3 О внесении изменений в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации внесен Сахалинской областной Думой и предусматривает для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МПКРС), увеличение учитываемых при определении расчетного размера трудовой пенсии предельных размеров отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) с 1,4 до 2,0; с 1,7 до 2,5 и с 1,9 до 3,0. Целью законопроекта является приближение среднего размера трудовой пенсии к величине прожиточного минимума в северных субъектах Российской Федерации. При принятии законопроекта размер трудовой пенсии должен увеличиться ориентировочно на 727 руб. 89 коп., и для его реализации потребуется 43956,36 млн. рублей из средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации возражает против принятия законопроекта, т.к. он противоречит концепции ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Федеральный закон), предусматривающей сохранение ранее приобретенных пенсионных прав, а также его реализация потребует дополнительных расходов из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Комитет поддерживает законопроект, исходя из следующих обстоятельств.

Северные субъекты Российской Федерации в целом уплачивали страховых взносов ежегодно примерно на 40 процентов больше, чем использовали на выплату пенсий.

В северных субъектах Российской Федерации соотношение среднего размера пенсии и среднемесячной оплаты труда (коэффициент замещения) ниже, а величина прожиточного минимума пенсионера выше на 30 - 200 процентов, чем в среднем по стране. Так, на конец третьего квартала 2003 года коэффициент замещения в целом по Российской Федерации составлял 30,5 процента, а в северных регионах Российской Федерации - 21,0 процента.

Из-за отмены льготного исчисления трудового стажа и установления низкого уровня учитываемой заработной платы пенсионера, не позволяющего в полной мере учитывать высокие заработки в РКС и МПРКС, компенсирующие условия труда работника в тяжелых природно-климатических условиях, размеры пенсий граждан, проживающих в РКС и МПРКС, оказались в ряде северных субъектов Российской Федерации ниже величины прожиточного минимума, что поставило таких пенсионеров в неравное положение по сравнению с пенсионерами, работавшими и проживающими в других регионах России. Так, если на конец третьего квартала 2003 года средний размер месячной пенсии в целом по Российской Федерации составил 108,4% к величине прожиточного минимума пенсионера, то в Ненецком автономном округе это отношение составило 78,8%, в Ямало-Ненецком автономном округе - 81,9%, в Сахалинской области - 72,9%, а в Корякском автономном округе - 60,7%.

Возражение Правительства Российской Федерации не соответствует правовому содержанию ст. 30 Федерального закона, в соответствии с которой в условиях пенсионной реформы оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал по формуле, не имевшей полного аналога в ранее действовавшем законодательстве. Кроме того, нормы действующего законодательства не являются догмой, а предполагают необходимость их совершенствования в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, отвечающих статусу Российской Федерации как социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и полагает, что при подготовке его ко второму чтению возможно рассмотрение различных вариантов увеличения соотношения ЗР/ЗП с учетом финансовых возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО