Письмо Комитета по безопасности от 18.03.2004 N 3.15-18/339

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

 

ПИСЬМО

от 18 марта 2004 г. N 3.15-18/339

 

Прошу дать указание распространить в зале пленарных заседаний Государственной Думы 19 марта 2004 года заключение Комитета Государственной Думы по безопасности на проект Федерального закона N 67917-3 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О международных договорах Российской Федерации (по вопросам ратификации международных договоров Российской Федерации и временного применения международных договоров Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Ждакаевым, Н.П. Залепухиным , А.В. Митрофановым, С.Н. Шишкаревым, депутатами Государственной Думы третьего созыва П.Т. Бурдуковым, В.М. Ивером, Ю.В. Никифоренко, В.И. Севастьяновым, Ф.Ш. Сафиуллиным, В.Н. Тетериным, А.А. Шабановым, по которому Комитет является соисполнителем.

 

Председатель Комитета

В.А.ВАСИЛЬЕВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 67917-3 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНЫХ

ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект Федерального закона N 67917-3 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О международных договорах Российской Федерации (по вопросам ратификации международных договоров Российской Федерации и временного применения международных договоров Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Ждакаевым И.А., Залепухиным Н.П., Митрофановым А.В., Севастьяновым В.И., Шишкаревым С.Н., депутатами Государственной Думы третьего созыва Бурдуковым П.Т., Ивером В.М., Никифоренко Ю.В., Сафиуллиным Ф.Ш., Тетериным В.Н., Шабановым А.А., в Комитете Государственной Думы по безопасности рассмотрен.

Законопроект направлен на восполнение отдельных пробелов в действующем Федеральном законе О международных договорах Российской Федерации и подготовлен авторами с учетом требования пункта 2 Постановления Государственной Думы О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств 1990 года для национальных интересов Российской Федерации.

1. Пункт 1 статьи 1 законопроекта призван дополнить перечень оснований, по которым международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации, положением о том, что ратификации подлежат международные договоры, ратификация которых предусмотрена другими федеральными законами.

С одной стороны, данное положение не создает новых правовых оснований для ратификации международных договоров в Российской Федерации, но с другой - приводит в соответствие перечень правовых оснований для ратификации с действующим федеральным законодательством и, таким образом, идет в направлении дополнения и совершенствования базового Федерального закона О международных договорах Российской Федерации в части ратификации.

2. Пункт 2 статьи 1 законопроекта призван уточнить статью 23 Федерального закона О международных договорах Российской Федерации в части установления конкретных сроков временного применения международного договора.

Предложение авторов законопроекта об ограничении тремя годами срока временного применения международного договора Российской Федерации вызвано их обоснованной обеспокоенностью судьбой осуществляемого до сих пор в порядке временного применения советско-американского Соглашения о линии разграничения морских пространств в Беринговом море от 1 июня 1990 года, которое в вышеупомянутом Постановлении Государственной Думы квалифицируется как несбалансированный международный договор, содержание которого ставит под сомнение его соответствие национальным интересам Российской Федерации.

Вместе с тем данное предложение противоречит положениям статьи 23 Федерального закона О международных договорах Российской Федерации и статье 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, участницей которой является Российская Федерация. Нарушается закрепленный в этих нормативных документах базовый принцип договорного права - решение о временном применении (включая его продолжительность) международного договора принимается сторонами, подписавшими договор, совместно. Кроме того, открытым остается вопрос о статусе международного договора по истечении трехлетнего периода его временного применения.

Поддерживая в принципиальном плане инициативу авторов законопроекта, направленную на совершенствование Федерального закона О международных договорах Российской Федерации и защиту национальных интересов России, Комитет Государственной Думы по безопасности вместе с тем полагает, что в свете вышеизложенного рассматриваемый законопроект требует существенной доработки и уточнения на этапе подготовки к рассмотрению в первом чтении.

 

Председатель Комитета

Государственной Думы

по безопасности

В.А.ВАСИЛЬЕВ