Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 24.03.2004 N 3.13-06/304

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 24 марта 2004 г. N 3.13-06/304

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N 11130-4 О мерах социальной защиты детей граждан, погибших (пропавших без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны (вносит Государственная Дума Астраханской области), подготавливаемый к рассмотрению Государственной Думой в соответствии с выпиской из протокола N 6 (п. 50) заседания Совета Государственной Думы 10 февраля 2004 года, и сообщает следующее.

Законопроектом предлагается повысить уровень социальной защиты лиц, ранее состоявших на иждивении граждан, которые погибли или пропали без вести во время боевых действий в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Комитет отмечает, что законопроект актуален накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и социально оправдан, поскольку призван восстановить социальную справедливость в отношении лиц, которые в детстве стали сиротами вследствие войны и родители которых погибли во время боевых действий по защите Отечества.

Вместе с тем формулировки, используемые в наименовании, преамбуле и статьях 1 - 3 законопроекта и определяющие круг лиц, на которых должно распространяться его действие, не являются единообразными, что не позволяет однозначно определить, на кого должно распространяться действие предлагаемых льгот.

Так, в наименовании, преамбуле и статьях 2 и 3 проекта речь идет о лицах, родители которых погибли (пропали без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны (то есть не обязательно непосредственно во время боевых действий), а в статье 1 - о лицах, родители которых погибли (пропали без вести) во время боевых действий по защите Отечества в период 1941 - 1945 годов (то есть, вероятно, погибли непосредственно в бою). В этой связи критерии и порядок отнесения граждан к числу лиц, на которых распространяется действие законопроекта, нуждаются в уточнении.

Кроме того, неясно, о выплате каких дополнительных пособий идет речь в пункте 1 статьи 2 проекта (непосредственно законопроектом выплата таких пособий не предусматривается, предусматриваются только льготы по оплате ряда услуг).

Анализ количества и состава предусмотренных законопроектом льгот показывает, что на указанную категорию лиц фактически предлагается распространить льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 15 Федерального закона О ветеранах (за некоторым исключением).

В связи с этим Комитет констатирует, что в настоящее время законодательная практика не идет по пути расширения категорий лиц, имеющих право на подобные социальные льготы (так, в Федеральный закон О ветеранах и в Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации не были внесены изменения, предоставляющие льготы участников Великой Отечественной войны участникам последнего военного призыва, уже относящимся к числу участников Великой Отечественной войны согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона О ветеранах).

Для предоставления льгот по пенсионному обеспечению детям погибших или пропавших без вести граждан потребуется внесение аналогичных изменений и дополнений в Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

На реализацию законопроекта потребуется около 1,6 млрд. рублей в год, в том числе из федерального бюджета - 60 млн. рублей, или 4% требуемых объемов, из бюджетов субъектов Федерации - 1,5 млрд. рублей, или 96% требуемых объемов. Следовательно, предполагаемые затраты из федерального бюджета не столь велики, а основная финансовая нагрузка будет распределена между 89 субъектами Российской Федерации. При этом, как показывают расчеты, размер льгот, приходящихся на одного получателя, составит около 700 рублей в месяц.

В настоящее время представляется целесообразным проработать вопрос о предоставлении предлагаемых льгот с 1 января 2005 года, а не с 1 января 2004 года, как предлагается в статье 5 законопроекта.

Таким образом, положения законопроекта не вызывают концептуальных замечаний, поскольку улучшают положение граждан Российской Федерации, однако вызывают иные замечания правового характера (в том числе не согласуются с пунктом 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и нуждаются в существенной доработке.

С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта Федерального закона N 11130-4 О мерах социальной защиты детей граждан, погибших (пропавших без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны при условии внесения соответствующих изменений.

 

Председатель Комитета

В.А.ПЕТРЕНКО