Письмо Комитета СФ ФС РФ по правовым и судебным вопросам от 21.04.2004 N 3.2-01/282

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВОВЫМ И СУДЕБНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПИСЬМО

от 21 апреля 2004 г. N 3.2-01/282

 

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 251945-3 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН N 119-ФЗ ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 ГОДА

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Представленный законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон Об исполнительном производстве, касающиеся приостановления исполнительного производства, распределения взысканной денежной суммы, взыскания исполнительского сбора и очередности удовлетворения требований взыскателей.

Предложенная законопроектом редакция пункта 1 статьи 77 противоречит требованиям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П. В соответствии с указанным Постановлением норма Федерального закона Об исполнительном производстве, на основании которой из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, исполнительский сбор оплачивается в первоочередном порядке, а требования взыскателя удовлетворяются в последнюю очередь, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 78, устанавливающую очередность удовлетворения требований взыскателей, и включить в третью очередь удовлетворение требований по отчислениям в Государственный фонд занятости населения РФ. Между тем Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах с 1 января 2001 года Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был упразднен. Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения в абзаце третьем пункта 2 статьи 78 Федерального закона Об исполнительном производстве слова и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации были исключены.

Предложенная законопроектом редакция пункта 1 статьи 81 также противоречит требованиям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П. Согласно названному Постановлению положение пункта 1 статьи 81 Федерального закона Об исполнительном производстве признано неконституционным, поскольку оно в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами.

Статья 84 Федерального закона Об исполнительном производстве регулирует порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий. Таким образом, предлагаемые законопроектом дополнения в пункт 1 данной статьи не входят в сферу ее регулирования.

Исходя из изложенного концепция данного законопроекта не поддерживается.

 

Председатель Комитета

С.В.ВАВИЛОВ