ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 1997
г. N Пр-1896
Направляю
заключение на проект Федерального закона О внесении изменения в
Федеральный закон О порядке освещения деятельности органов
государственной власти в государственных средствах массовой информации,
принятый Государственной Думой в первом чтении 24 октября 1997 г.
Б.ЕЛЬЦИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ОСВЕЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Представленным
проектом Федерального закона О внесении изменения в Федеральный закон
О порядке освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации (далее именуется
законопроект) предлагается иная, нежели Федеральным законом О порядке
освещения деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации, регламентация отношений, связанных с
реализацией журналистами права на ведение аудио- и видеозаписи на открытых
официальных мероприятиях федеральных органов государственной власти. Частью 4 статьи 4 указанного Федерального
закона установлено право журналистов без ограничений производить
собственные аудио- и видеозаписи, тогда как, согласно законопроекту, реализация
данного права осуществляется журналистами в соответствии с правилами
аккредитации, установленными федеральными органами государственной власти.
Прежде всего необходимо отметить, что правила аккредитации
представляют собой нормативный правовой акт, устанавливающий исключительно
процедуру назначения, представления. Именно это и подразумевается в положении
части второй статьи 48 Закона Российской Федерации О средствах массовой
информации. На этом основании регулирование вопросов, связанных с
ведением аудио- и видеозаписи, не может быть предметом правил аккредитации.
Реализация
Федерального закона, в случае его принятия в предложенной редакции, может
привести к нарушению части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации,
устанавливающей право каждого свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию, а также статьи 47 Закона Российской
Федерации О средствах массовой информации. Установление
федеральными органами государственной власти правил аккредитации,
предусматривающих порядок ведения аудио- и видеозаписи, повлечет за собой и
нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой
ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно исключительно
федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. В данном случае имеется в виду информация, отнесенная законом к
категории ограниченного доступа, порядок и условия пользования которой
определены Федеральным законом Об информации, информатизации и защите
информации и Законом Российской Федерации О государственной
тайне. На ограничение прав и свобод человека только федеральным законом
также указано и в части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, согласно
которой органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.