Письмо Президента РФ от 18.11.1997 N Пр-1896

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 ноября 1997 г. N Пр-1896

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении изменения в Федеральный закон О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, принятый Государственной Думой в первом чтении 24 октября 1997 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОСВЕЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Представленным проектом Федерального закона О внесении изменения в Федеральный закон О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации (далее именуется законопроект) предлагается иная, нежели Федеральным законом О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, регламентация отношений, связанных с реализацией журналистами права на ведение аудио- и видеозаписи на открытых официальных мероприятиях федеральных органов государственной власти. Частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона установлено право журналистов без ограничений производить собственные аудио- и видеозаписи, тогда как, согласно законопроекту, реализация данного права осуществляется журналистами в соответствии с правилами аккредитации, установленными федеральными органами государственной власти.

Прежде всего необходимо отметить, что правила аккредитации представляют собой нормативный правовой акт, устанавливающий исключительно процедуру назначения, представления. Именно это и подразумевается в положении части второй статьи 48 Закона Российской Федерации О средствах массовой информации. На этом основании регулирование вопросов, связанных с ведением аудио- и видеозаписи, не может быть предметом правил аккредитации.

Реализация Федерального закона, в случае его принятия в предложенной редакции, может привести к нарушению части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, а также статьи 47 Закона Российской Федерации О средствах массовой информации. Установление федеральными органами государственной власти правил аккредитации, предусматривающих порядок ведения аудио- и видеозаписи, повлечет за собой и нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае имеется в виду информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, порядок и условия пользования которой определены Федеральным законом Об информации, информатизации и защите информации и Законом Российской Федерации О государственной тайне. На ограничение прав и свобод человека только федеральным законом также указано и в части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.