Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 25.05.2004 N 3.13-06/575

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 25 мая 2004 г. N 3.13-06/575

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N 30268-4 О районных коэффициентах к заработной плате, внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Данный законопроект направлен на установление минимальных размеров и порядка выплаты районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных на территории 48 субъектов Российской Федерации. Перечень этих субъектов приводится в статье 2, но без указания критериев их отнесения к данному перечню. Можно только предполагать, что в данный перечень вошли местности с особыми климатическими условиями.

В качестве замечания Комитет отмечает, что авторы проекта при составлении перечня не учли Федеральный конституционный закон Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Не приводится определение понятия районный коэффициент.

В соответствии со статьями 7 и 10 Закона Российской Федерации О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Закон о гарантиях) и статьями 315 и 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ или ТК) оплата труда работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет особенности. Одна из этих особенностей выражается в установлении районных коэффициентов к заработной плате. Причем (ст. 316 ТК) размер районного коэффициента и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом, который на сегодняшний день отсутствует.

Если брать во внимание, что представленный законопроект направлен на реализацию этой нормы, то следует отметить, что разработчики законопроекта слишком расширительно ее толкуют, так как к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относятся 27 субъектов Российской Федерации. В настоящее время районные коэффициенты установлены на территории 44 субъектов Российской Федерации.

По существующему порядку, в состав заработной платы, на которую начисляется районный коэффициент, не включаются процентные надбавки, материальная помощь и единовременные поощрительные выплаты. Не начисляется районный коэффициент на средний заработок, поскольку при исчислении среднего заработка он уже принимался в расчет.

Часть 2 статьи 4 проекта исключает из заработной платы, на которую начисляется районный коэффициент, только надбавку (правильнее писать процентная надбавка).

Законопроектом размер районного коэффициента устанавливается единым для производственных и непроизводственных отраслей в соответствии со ст. 10 Закона о гарантиях.

Все это потребует дополнительного расходования средств бюджетов всех уровней. Однако в финансово-экономическом обосновании к проекту информация об источниках и порядке финансирования новых расходов бюджетов отсутствует.

Помимо этого, не приведено научное обоснование установления размеров районных коэффициентов.

Представленным проектом (п. 2 ст. 3) вводится конкретное ограничение (не более чем на 0,5) для установления на уровне субъекта Российской Федерации максимального размера районного коэффициента, хотя ТК РФ (ст. 313, часть вторая) такого ограничения не предусматривает.

Кроме того, проект (п. 2 ст. 3) предусматривает увеличение размера районного коэффициента законом субъекта РФ за счет средств бюджетов муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ч. 3 ст. 18) федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положения, определяющие объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Говоря о структуре статьи 4 (о порядке выплаты), логично часть 1 (размер районного коэффициента) изъять из нее и дополнить ею статью 3 с подобным наименованием. Одновременно Комитет отмечает, что в целом структура законопроекта соответствует требованиям юридической техники.

Комитет Совета Федерации по социальной политике концептуально поддерживает настоящий проект Федерального закона, одновременно отмечая необходимость его доработки с учетом изложенных замечаний.

 

Председатель Комитета

В.А.ПЕТРЕНКО