ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПИСЬМО
от 23 июня 2004 г.
N 3.20-16/325
В
соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 2004 года N 31 в
Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен
проект Федерального закона N 55940-4 О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации
Об основах налоговой системы в Российской Федерации, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
(глава Земельный налог), внесенный Правительством Российской
Федерации.
Комитет
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления назначен
соисполнителем в работе над вышеуказанным законопроектом (решение Совета
Государственной Думы от 10 июня 2004 г., протокол N 32, пункт 19). Направляем
заключение по вышеназванному законопроекту.
Председатель
Комитета
В.С.МОКРЫЙ
ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 55940-4
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 21 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОСНОВАХ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ
АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ
АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
(ГЛАВА
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ)
В статье 400
рассматриваемого законопроекта в качестве налоговой базы предлагается
установить кадастровую стоимость земельных участков. Вместе с
тем в проекте Федерального закона N 51763-4 О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации (принят Государственной Думой в
первом чтении 10 июня 2004 г.), предусматривающего установление местного налога
на недвижимость жилого назначения, в качестве налоговой базы признается
оценочная (рыночная) стоимость объектов недвижимого имущества, включая
земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости. Данное
различие в определении налоговой базы по вышеназванным налогам затруднит
введение налога на недвижимость жилого назначения (предусматривается в пакете
законопроектов по формированию рынка доступного жилья), так как объектом
налогообложения по данному налогу является единый имущественный комплекс
(земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости). Кроме того, в соответствии со статьей 2 проекта Федерального закона
N 51763-4 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации организации и физические лица, являющиеся плательщиками налога
на недвижимость, исключают из объектов налогообложения налогом на имущество
организаций, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом объекты
недвижимости, облагаемые местным налогом на недвижимость.
Унификация
налоговой базы по земельному налогу и налогу на недвижимость жилого назначения
на основе использования оценочной (рыночной) стоимости объектов недвижимого
имущества необходима, и она может быть осуществлена посредством внесения
соответствующих изменений в главу 32 Земельный налог Налогового
кодекса, возможно, и перед вступлением в силу Федерального закона, предусматривающего
введение налога на недвижимость жилого назначения (с 1 января 2007 г.).
Вызывают
определенные сомнения сроки введения в действие рассматриваемой главы
Налогового кодекса. Указанная глава предполагает, уже начиная с 1 января 2005
года, использовать в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога
кадастровую стоимость земельных участков. Вместе с тем кадастровая оценка
стоимости земельных участков в настоящее время не завершена. По официальным
данным, представляемым Росземкадастром в ежегодных отчетах о состоянии
использования земель в Российской Федерации, на 1 января 2003 г. кадастровая
оценка осуществлена в отношении 95 процентов земель сельскохозяйственного
назначения и 100 процентов земель лесного фонда. Однако в отношении земель
поселений и земель промышленности, транспорта и связи кадастровую оценку нельзя
признать полностью завершенной. Учитывая тот факт, что
наибольшие поступления от взимания земельного налога следует ожидать именно от
земель поселений и земель промышленности, транспорта и связи промышленности,
которые до настоящего времени не прошли кадастровую оценку, было бы
целесообразно в рассматриваемом законопроекте либо установить переходные
положения, позволяющие вводить рассматриваемую главу по мере проведения
кадастровой оценки земель Российской Федерации, либо отсрочить сроки вступления
главы до окончательного проведения оценочных мероприятий.
В статье 399
рассматриваемого законопроекта не установлено, что не признаются объектами
налогообложения земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости,
входящие в состав государственного и муниципального жилищного фонда. Это не
соответствует пункту 2 статьи 389 проекта Федерального закона N 51763-4 О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации. Данное несоответствие
также приведет к невозможности определения налоговой базы по
данным объектам недвижимости при введении в действие на территории
муниципального образования налога на недвижимость жилого назначения. Вместе с тем сохранение данной льготы важно в связи с тем, что с 1
января 2006 г. упраздняется норма, предусматривающая освобождение от
налогообложения налогом на имущество организаций (ФЗ N 139 от 11.10.2003)
организаций - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично
финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или)
местных бюджетов.
В пункте 2 статьи
399 рассматриваемого законопроекта устанавливаются виды земель, которые не
признаются объектами налогообложения. Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 399 не
признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем к изъятым
из оборота земельным участкам пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской
Федерации относит перечень земельных участков, занятых, в частности, объектами,
в соответствии с видами деятельности которых созданы
закрытые административно-территориальные образования.
Указанные земельные
участки следует исключить из перечня объектов, не подлежащих обложению
земельным налогом. В части земель ЗАТО следует
отметить, что в соответствии со статьей 80 Федерального закона Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ЗАТО
приобретают статус городских округов. Следовательно, доходная часть их
бюджетов, включая доходы, получаемые в результате наличия налоговых льгот,
должна быть установлена в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами, а не
на основании отнесения земель ЗАТО к земельным
участкам, изъятым из оборота.
На основании
подпункта 4 пункта 2 статьи 399 рассматриваемого законопроекта земельные
участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской
Федерации, в пределах лесного фонда, предоставленные для целей, связанных с
ведением лесного хозяйства и лесопользования, также не признаются объектами
налогообложения по земельному налогу. Однако согласно нормам статей 2, 33 и
других Лесного кодекса Российской Федерации лесопользование на землях лесного
фонда может носить многоцелевой характер, в том числе и характер промышленного
использования путем рубок главного пользования. Подобные способы использования
земель лесного фонда могут приносить значительные доходы, в связи
с чем их исключение из объектов налогообложения земельным налогом не может быть
признано целесообразным.
Порядок определения
налоговой базы в части пункта 5 статьи 401 рассматриваемого законопроекта следует
привести в соответствие с порядком предоставления льгот по налогу на
недвижимость жилого назначения, так как в последнем случае объектом
налогообложения является единый имущественный комплекс. Имеется в виду
предоставление налогового вычета не в зависимости от категории граждан, а в
пределах определенной нормы жилой площади на одного человека, установленной в
стоимостном выражении. Данный порядок позволяет учесть численность проживающих
лиц, а также стоимость жилья, которая постоянно изменяется.
На основании вышеизложенного данный законопроект может быть рекомендован
к принятию Государственной Думой в первом чтении с учетом изложенных замечаний
и предложений.
Председатель
Комитета
В.С.МОКРЫЙ