Письмо Комитета по вопросам местного самоуправления от 23.06.2004 N 3.20-16/325

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ПИСЬМО

от 23 июня 2004 г. N 3.20-16/325

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 2004 года N 31 в Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект Федерального закона N 55940-4 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (глава Земельный налог), внесенный Правительством Российской Федерации.

Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления назначен соисполнителем в работе над вышеуказанным законопроектом (решение Совета Государственной Думы от 10 июня 2004 г., протокол N 32, пункт 19). Направляем заключение по вышеназванному законопроекту.

 

Председатель Комитета

В.С.МОКРЫЙ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 55940-4

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 21 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ

АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

(ГЛАВА ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ)

 

В статье 400 рассматриваемого законопроекта в качестве налоговой базы предлагается установить кадастровую стоимость земельных участков. Вместе с тем в проекте Федерального закона N 51763-4 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (принят Государственной Думой в первом чтении 10 июня 2004 г.), предусматривающего установление местного налога на недвижимость жилого назначения, в качестве налоговой базы признается оценочная (рыночная) стоимость объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости. Данное различие в определении налоговой базы по вышеназванным налогам затруднит введение налога на недвижимость жилого назначения (предусматривается в пакете законопроектов по формированию рынка доступного жилья), так как объектом налогообложения по данному налогу является единый имущественный комплекс (земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости). Кроме того, в соответствии со статьей 2 проекта Федерального закона N 51763-4 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации организации и физические лица, являющиеся плательщиками налога на недвижимость, исключают из объектов налогообложения налогом на имущество организаций, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом объекты недвижимости, облагаемые местным налогом на недвижимость.

Унификация налоговой базы по земельному налогу и налогу на недвижимость жилого назначения на основе использования оценочной (рыночной) стоимости объектов недвижимого имущества необходима, и она может быть осуществлена посредством внесения соответствующих изменений в главу 32 Земельный налог Налогового кодекса, возможно, и перед вступлением в силу Федерального закона, предусматривающего введение налога на недвижимость жилого назначения (с 1 января 2007 г.).

Вызывают определенные сомнения сроки введения в действие рассматриваемой главы Налогового кодекса. Указанная глава предполагает, уже начиная с 1 января 2005 года, использовать в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога кадастровую стоимость земельных участков. Вместе с тем кадастровая оценка стоимости земельных участков в настоящее время не завершена. По официальным данным, представляемым Росземкадастром в ежегодных отчетах о состоянии использования земель в Российской Федерации, на 1 января 2003 г. кадастровая оценка осуществлена в отношении 95 процентов земель сельскохозяйственного назначения и 100 процентов земель лесного фонда. Однако в отношении земель поселений и земель промышленности, транспорта и связи кадастровую оценку нельзя признать полностью завершенной. Учитывая тот факт, что наибольшие поступления от взимания земельного налога следует ожидать именно от земель поселений и земель промышленности, транспорта и связи промышленности, которые до настоящего времени не прошли кадастровую оценку, было бы целесообразно в рассматриваемом законопроекте либо установить переходные положения, позволяющие вводить рассматриваемую главу по мере проведения кадастровой оценки земель Российской Федерации, либо отсрочить сроки вступления главы до окончательного проведения оценочных мероприятий.

В статье 399 рассматриваемого законопроекта не установлено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, входящие в состав государственного и муниципального жилищного фонда. Это не соответствует пункту 2 статьи 389 проекта Федерального закона N 51763-4 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации. Данное несоответствие также приведет к невозможности определения налоговой базы по данным объектам недвижимости при введении в действие на территории муниципального образования налога на недвижимость жилого назначения. Вместе с тем сохранение данной льготы важно в связи с тем, что с 1 января 2006 г. упраздняется норма, предусматривающая освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций (ФЗ N 139 от 11.10.2003) организаций - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

В пункте 2 статьи 399 рассматриваемого законопроекта устанавливаются виды земель, которые не признаются объектами налогообложения. Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 399 не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем к изъятым из оборота земельным участкам пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относит перечень земельных участков, занятых, в частности, объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Указанные земельные участки следует исключить из перечня объектов, не подлежащих обложению земельным налогом. В части земель ЗАТО следует отметить, что в соответствии со статьей 80 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ЗАТО приобретают статус городских округов. Следовательно, доходная часть их бюджетов, включая доходы, получаемые в результате наличия налоговых льгот, должна быть установлена в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами, а не на основании отнесения земель ЗАТО к земельным участкам, изъятым из оборота.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 399 рассматриваемого законопроекта земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда, предоставленные для целей, связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользования, также не признаются объектами налогообложения по земельному налогу. Однако согласно нормам статей 2, 33 и других Лесного кодекса Российской Федерации лесопользование на землях лесного фонда может носить многоцелевой характер, в том числе и характер промышленного использования путем рубок главного пользования. Подобные способы использования земель лесного фонда могут приносить значительные доходы, в связи с чем их исключение из объектов налогообложения земельным налогом не может быть признано целесообразным.

Порядок определения налоговой базы в части пункта 5 статьи 401 рассматриваемого законопроекта следует привести в соответствие с порядком предоставления льгот по налогу на недвижимость жилого назначения, так как в последнем случае объектом налогообложения является единый имущественный комплекс. Имеется в виду предоставление налогового вычета не в зависимости от категории граждан, а в пределах определенной нормы жилой площади на одного человека, установленной в стоимостном выражении. Данный порядок позволяет учесть численность проживающих лиц, а также стоимость жилья, которая постоянно изменяется.

На основании вышеизложенного данный законопроект может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении с учетом изложенных замечаний и предложений.

 

Председатель Комитета

В.С.МОКРЫЙ