ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВОВЫМ И СУДЕБНЫМ ВОПРОСАМ
ПИСЬМО
от 5 июля 2004 г. N
3.2-01/491
ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 60757-4
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Законопроектом
предлагается расширить полномочия прокурора в арбитражном процессе и наделить его правом обращаться в арбитражный суд с иском в
защиту государственных и общественных интересов.
В соответствии с
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации возможность прокурора
предъявить иск в арбитражный суд ограничена определенным перечнем дел,
связанных с защитой государственных и общественных интересов.
Статья 52
Арбитражного процессуального кодекса устанавливает право прокурора обратиться в
арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных и ненормативных
правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления,
затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, с исками о признании недействительными
сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок,
совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными
предприятиями, учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале
(фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов
Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Действующее
положение, четко устанавливающее перечень споров, по которым прокурор вправе
обратиться в суд, соответствует принципу равенства сторон в арбитражном
процессе, способствует недопустимости вмешательства прокурора в частные дела, в
споры между участниками экономических отношений с поддержкой прокурора одной
стороны.
Представляется, что
предлагаемые изменения не содержат четких критериев определения обоснованности
прокурорского вмешательства в форме обращения в арбитражный суд и противоречат
принципу диспозитивности в арбитражном судопроизводстве.
Кроме того,
рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи
292 и увеличить срок для подачи заявления или представления о пересмотре в
порядке надзора судебного акта с трех до шести месяцев со дня вступления в
законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу.
Учитывая столь
короткий срок для обжалования судебного акта в порядке надзора и отсутствие в
Арбитражном процессуальном кодексе нормы, позволяющей восстановить установленный
трехмесячный срок в случае пропуска его по уважительной причине, увеличение
срока для обжалования судебного акта в порядке надзора представляется
целесообразным. Данное предложение может быть реализовано путем внесения в
Государственную Думу отдельного законопроекта.
Исходя из
изложенного концепция данного законопроекта в предложенной редакции не
поддерживается.
Председатель
Комитета
С.В.ВАВИЛОВ