Письмо Комитета СФ ФС РФ по правовым и судебным вопросам от 05.07.2004 N 3.2-01/491

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВОВЫМ И СУДЕБНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПИСЬМО

от 5 июля 2004 г. N 3.2-01/491

 

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 60757-4

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Законопроектом предлагается расширить полномочия прокурора в арбитражном процессе и наделить его правом обращаться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации возможность прокурора предъявить иск в арбитражный суд ограничена определенным перечнем дел, связанных с защитой государственных и общественных интересов.

Статья 52 Арбитражного процессуального кодекса устанавливает право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с исками о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Действующее положение, четко устанавливающее перечень споров, по которым прокурор вправе обратиться в суд, соответствует принципу равенства сторон в арбитражном процессе, способствует недопустимости вмешательства прокурора в частные дела, в споры между участниками экономических отношений с поддержкой прокурора одной стороны.

Представляется, что предлагаемые изменения не содержат четких критериев определения обоснованности прокурорского вмешательства в форме обращения в арбитражный суд и противоречат принципу диспозитивности в арбитражном судопроизводстве.

Кроме того, рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи 292 и увеличить срок для подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта с трех до шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу.

Учитывая столь короткий срок для обжалования судебного акта в порядке надзора и отсутствие в Арбитражном процессуальном кодексе нормы, позволяющей восстановить установленный трехмесячный срок в случае пропуска его по уважительной причине, увеличение срока для обжалования судебного акта в порядке надзора представляется целесообразным. Данное предложение может быть реализовано путем внесения в Государственную Думу отдельного законопроекта.

Исходя из изложенного концепция данного законопроекта в предложенной редакции не поддерживается.

 

Председатель Комитета

С.В.ВАВИЛОВ