Письмо Счетной палаты РФ от 26.07.2004 N 01-1099/14-2

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 июля 2004 г. N 01-1099/14-2

 

В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год проведена проверка исполнения Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год и подготовлено заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 16 июля 2004 года (протокол N 26(396)).

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год направляется в соответствии со статьей 9 Федерального закона О Счетной палате Российской Федерации.

 

Председатель

С.В.СТЕПАШИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2003 ГОД

 

Общие положения

 

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год, внесенный Правительством Российской Федерации, подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и статьей 9 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ О Счетной палате Российской Федерации.

Заключение подготовлено на основе результатов проверки исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - бюджет Фонда), утвержденного Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год, проведенной в соответствии с пунктом 1.3.4.2 плана работы Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетной палаты) на 2004 год и результатов финансового контроля, осуществляемого Фондом.

 

Общая характеристика исполнения Федерального закона

от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ О бюджете Фонда социального

страхования Российской Федерации на 2003 год

 

Проект Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год (далее - законопроект) отражает деятельность органов государственного управления Российской Федерации, Фонда и других субъектов обязательного социального страхования по исполнению Закона о бюджете Фонда и управлению средствами государственного социального страхования.

Структура представленного законопроекта в части перечня источников формирования доходов и направлений расходования средств Фонда соответствует Федеральному закону от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год (далее - Закон о бюджете Фонда). Результаты проверки исполнения доходных и расходных статей бюджета Фонда за 2003 год, проведенной Счетной палатой, подтверждают отчетные данные, содержащиеся в представленном законопроекте.

Действующее законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию в основном позволяли решать задачи обязательного социального страхования и управления средствами на их осуществление. Процесс формирования законодательной базы, регулирующей отношения в системе обязательного социального страхования, не завершен. Не принят федеральный закон, определяющий правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов (в частности Фонда социального страхования Российской Федерации), предусмотренный требованием ст. 143 Бюджетного кодекса. Фонд в своей деятельности руководствуется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101.

До настоящего времени не введена в действие ст. 148 Бюджетного кодекса о казначейском исполнении бюджета Фонда, что осложняет проведение текущего контроля и значительно снижает качество последующего контроля за исполнением бюджета Фонда.

Противоречия, имеющиеся в отдельных законодательных актах, регулирующих деятельность Фонда по вопросам обязательного социального страхования, создают условия, при которых Фонд вынужден направлять средства на финансирование мероприятий, не связанных с прямым назначением обязательного социального страхования. Так, согласно положениям Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования указанные денежные средства могут расходоваться на конкретные виды страхования работников и членов их семей (статьи 1, 8 и 19). Наряду с этим Закон о бюджете Фонда предписывал использование средств на оздоровление детей и частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, тогда как данное направление отсутствует в вышеуказанном перечне видов страхования.

Имеет место несогласованность в работе Фонда и Федеральной налоговой службы, а также их территориальных органов.

 

Анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета

Фонда социального страхования Российской Федерации

в 2003 году

 

Бюджет Фонда утвержден на 2003 год по доходам в сумме 134525,9 млн. рублей, по расходам - в сумме 143185,4 млн. рублей. В соответствии со ст. 2 Закона о бюджете Фонда источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в 2003 году являются остатки средств на начало года в сумме 8659,5 млн. рублей.

Статья 3 Закона о бюджете Фонда, устанавливающая источники формирования доходов и их размер, исполнена в сумме 137249,8 млн. рублей (102,0%), перевыполнение составило сумму 2723,9 млн. рублей. Из девяти источников, по которым формировалась общая сумма доходов, только по трем (единый социальный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения и поступления капитализированных платежей) показатели выполнены с превышением, по шести запланированные доходы не достигнуты.

Налоговые доходы от всех поступлений составили 108050,2 млн. рублей (78,7%), неналоговые доходы - 27105,8 млн. рублей (19,7%), безвозмездные перечисления из федерального бюджета - 899,3 (0,7%) и недоимки, пени и штрафы в Фонд - 1194,5 млн. рублей (0,9%).

Налоговые доходы утверждены в сумме 104131,1 млн. рублей, исполнены в сумме 108050,2 млн. рублей, что составило 103,8% к запланированному объему. От основного источника доходов - единого социального налога, при утвержденной сумме 102622,0 млн. рублей, в доходы бюджета поступило 106325,9 млн. рублей (103,6%), что на 3703,9 млн. рублей больше, чем предусмотрено бюджетом Фонда.

Доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при утвержденной сумме 243,3 млн. рублей исполнены в сумме 877,6 млн. рублей (360,7%). Дополнительные доходы получены из-за роста количества страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Не выполнен утвержденный объем поступлений от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При предусмотренных в бюджете Фонда 1169,8 млн. рублей поступило 784,6 млн. рублей (67,1%).

Сборы от единого сельскохозяйственного налога при утвержденной сумме 96,0 млн. рублей составили 62,1 млн. рублей (64,7%), в том числе от единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого организациями, - 50,2 млн. рублей, от единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, - 11,9 млн. рублей.

При планировании бюджета Фонда величина поступления доходов от данных видов налогов определялась МНС России.

Не поступили в запланированном объеме недоимки, пени и штрафы по задолженности по страховым взносам в Фонд, переданным МНС России по состоянию на 1 января 2001 года в связи с введением единого социального налога. При утвержденной сумме 1577,8 млн. рублей поступило 1194,5 млн. рублей (75,7%). Отделениями Фонда совместно с территориальными органами МНС России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699 О порядке проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года проведена реструктуризация задолженности 16,5 тысяч организаций на сумму 4728,8 млн. рублей, в том числе по страховым взносам - 2578,8 млн. рублей; по пеням и штрафам - 2168,4 млн. рублей. Фактически поступило в бюджет Фонда в погашение задолженности 1047,4 млн. рублей по страховым взносам и 173,6 млн. рублей - по пеням и штрафам. Задолженность за страхователями по единому социальному налогу увеличилась за 2003 год против прошлого года на 1039,3 млн. рублей (на 1 января 2002 года - 2843,2 млн. рублей), или на 36,6%, и на 1 января 2004 года составила 3882,5 млн. рублей.

Неналоговые доходы утверждены в сумме 27887,0 млн. рублей, выполнение составило 27105,8 млн. рублей, или 97,2% от показателя, утвержденного бюджетом Фонда.

Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от деятельности государственных и муниципальных организаций при утвержденной сумме 968,0 млн. рублей составили 707,4 млн. рублей (73,1%), из них прибыль в сумме 345,3 млн. рублей получена от операций с ценными бумагами и размещения средств обязательного социального страхования в банковских вкладах (депозитах).

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, предусмотрена в законе о бюджете Фонда 26869,0 млн. рублей, поступило в доход Фонда - 24013,4 млн. рублей (89,4%), недополучено 2855,6 млн. рублей. Законом о бюджете Фонда суммы недоимки страховых взносов, пени и штрафы учтены в общей сумме поступивших страховых взносов, что не позволяет сделать точную оценку результатов деятельности Фонда по обеспечению поступлений страховых взносов. Проверкой установлено, что фактически поступили в течение года недоимки страховых взносов и штрафов в сумме 542,1 млн. рублей.

В ходе проверки выявлено, что эти страховые платежи собираются не в полной мере: так, задолженность по уплате страховых взносов за 2003 год увеличилась на 964,8 млн. рублей (на 10,8%) и составила на 1 января 2004 года 9881,4 млн. рублей (в 2002 году - 8916,6 млн. рублей). Указанная сумма составляет 40,6% к начисленным страховым взносам. Просроченная задолженность возросла на 462,9 млн. рублей и составила 6459,9 млн. рублей, или 65,4% к общей сумме задолженности, что показывает низкую работу Фонда по взысканию задолженности. Рост задолженности отмечен в 31 региональном отделении Фонда.

В доходы бюджета Фонда не поступили начисленные пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 347,9 млн. рублей.

В течение года страхователям предоставлялись скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Всего установлено скидок к страховым тарифам 751 страхователю на сумму 285,9 млн. рублей, надбавок 5682 страхователям на сумму 183,9 млн. рублей. Сумма скидок к страховым тарифам страхователям превышает сумму надбавок на 102,0 млн. рублей, что привело к потере доходов в целом по системе Фонда.

Среднеотраслевой страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фактически сложился 0,72% против 0,98%, запланированных в расчетах к бюджету Фонда, в связи с:

отнесением страхователей, которые финансируются из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, вне зависимости от основного вида деятельности, к первому классу профессионального риска с минимальным размером тарифа страховых взносов;

изменением основного вида деятельности некоторых страхователей, их перераспределением по отраслям (подотраслям) экономики и классам профессионального риска;

установлением подразделениям страхователя, выделенным в самостоятельные квалификационные единицы, отдельных страховых тарифов в соответствии с их видом деятельности.

За счет снижения среднеотраслевого страхового тарифа по отношению к планируемому страховому тарифу упущены возможности в получении дохода по страховым взносам в сумме 7571,7 млн. рублей. Фонду необходимо более обоснованно определять среднеотраслевой страховой тариф и добиваться его выполнения.

Законом о бюджете Фонда размер поступлений капитализированных платежей (средств, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда) был установлен в сумме 50 млн. рублей. Фактически в 2003 году поступило для возмещения вреда на производстве 1035,6 млн. рублей (в 20,7 раза больше). Кроме того, во исполнение представления Счетной палаты по итогам ревизии исполнения бюджета Фонда за 2002 год зачислены в доход Фонда платежи предприятий на сумму 1349,4 млн. рублей, учтенные в 2002 году на балансовом счете Средства целевого назначения. Общая сумма капитализированных платежей составила 2385,0 млн. рублей (4770,0%). Фонду при планировании этого показателя необходимо опираться на сборы капитализированных платежей в предыдущие годы.

В законопроекте представлены расходы бюджета Фонда за 2003 год в сумме 136161,4 млн. рублей (95,1%). Из 8 целевых статей по 7 расходы произведены в суммах, ниже утвержденных бюджетом Фонда, и по одной - с превышением. Из 27 видов расходов по одному расходы произведены в объеме, установленном бюджетом Фонда, по 5 - с превышением и по 21 - ниже утвержденных сумм. Это свидетельствует о серьезных просчетах Фонда в планировании и исполнении бюджета, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и отделениями Фонда.

В структуре расходов бюджета Фонда наибольшую долю составили расходы на социальное страхование - 129478,6 млн. рублей (95,3% от утвержденных Законом о бюджете). Недоиспользование средств составило 6390,1 млн. рублей, что показывает недостаточную работу Фонда по организации и исполнению бюджета.

По целевой статье Социальное страхование расходы утверждены в сумме 135868,7 млн. рублей, исполнены в сумме 129478,6 млн. рублей (95,3%), недоиспользовано 6390,1 млн. рублей.

Пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 72720,0 млн. рублей, затраты на эти цели составили 69844,9 млн. рублей (96,0%). На выплату данного вида пособий недоиспользовано 2875,1 млн. рублей.

На выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждено в бюджете Фонда 1153,7 млн. рублей, расходы составили 1020,6 млн. рублей (88,4%), недоиспользовано 133,3 млн. рублей.

Экономия средств образовалась за счет снижения продолжительности сроков временной нетрудоспособности, а также за счет ограничения пособия в размере 11700 рублей за полный календарный месяц. Общее количество оплаченных дней временной нетрудоспособности по сравнению с 2002 годом снизилось на 12,5 млн. и составило 385,5 млн. дней.

Из утвержденных бюджетом Фонда 1764,0 млн. рублей на санаторно-курортное лечение и долечивание после стационара Фондом распределено и доведено до отделений 1118,8 млн. рублей (63,4%), фактически израсходовано 1077,0 млн. рублей (61,1% от утвержденных). До Республики Дагестан, Чеченской Республики и Брянской области средства на эти цели вообще не доведены. Кроме того, по 20 регионам доведенные средства использованы только на 3 - 70% (Магаданская область - 3,1%, Республика Коми - 11,7%, Республика Мордовия - 30,5%, Архангельская область - 33,7%, Белгородская область - 48,5%, Москва - 65,6%), что является нарушением ст. 295 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Внутриведомственная роспись расходов по виду Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств Фонда не соответствовала утвержденному бюджету Фонда.

Недостаточный уровень координации между Фондом и Минздравом России также является причиной недоиспользования бюджетных средств. Кроме того, оплата путевок за счет средств Фонда только на долечивание существенно сужает возможности застрахованных пользоваться одним из видов страхового обеспечения, предусмотренным Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования, которым является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (пп. 14, п. 2, ст. 8).

На оздоровление детей за счет средств Фонда в бюджете утверждено 11566,8 млн. рублей, израсходовано 11485,3 млн. рублей (99,3%). Фонд во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 169 выделил из централизованного резерва 130,6 млн. рублей Отделению по Чеченской Республике на оздоровление детей, проживающих в Республике, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования страховым случаем является оздоровление детей застрахованных граждан.

Предусмотрено бюджетом на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда 950,0 млн. рублей, израсходовано 745,5 млн. рублей (78,5%), недоиспользовано 204,5 млн. рублей. В 2003 году было профинансировано 393 детско-юношеские спортивные школы, в которых занималось более 212 тысяч детей.

В бюджете Фонда предусмотрены расходы на выплату пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение по программам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (на Чернобыльской АЭС, ПО Маяк, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) в сумме 930,0 млн. рублей. Фактически затраты составили 828,4 млн. рублей (89,1%). Остатки неиспользованных средств в сумме 101,6 млн. рублей перечислены на текущий счет ГУФК Минфина России. Причинами неисполнения статьи бюджета в полном объеме являются:

- введение норм на право получения денежной компенсации взамен путевки в размере, значительно меньшем их стоимости;

- сокращение перечня заболеваний, при наличии которых гарантируется первоочередное бесплатное обеспечение путевкой;

- сокращение расходов на оплату доли стоимости путевки сопровождающих лиц.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в бюджете Фонда предусмотрены:

- расходы на единовременные страховые выплаты в сумме 526,1 млн. рублей, израсходовано 412,2 млн. рублей (78,4%);

- на ежемесячные страховые выплаты - 20526,2 млн. рублей, израсходовано 18223,5 млн. рублей (88,8%);

- на доставку и пересылку страховых выплат - 509,5 млн. рублей, израсходовано 334,5 млн. рублей (65,7%).

Это говорит о просчетах в планировании расходов на эти цели.

Предусмотренные Законом о бюджете Фонда капитальные вложения в сумме 1084,0 млн. рублей использованы в объеме 1081,8 млн. рублей (99,8%), из них 594,8 млн. рублей - на дальнейшее строительство, развитие и укрепление материально-технической базы отделений.

По состоянию на 1 января 2004 года общая площадь служебных помещений отделений составляла 251,0 тыс. кв. метров, из которых 116,1 тыс. кв. метров (46,3%) находятся на балансе и 134,9 тыс. кв. метров (53,7%) арендуются.

На капитальное строительство центров реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, находящихся в ведомственном подчинении Фонда, в 2003 году направлено 487,0 млн. рублей, которые освоены полностью, что подтверждается актами аудиторских проверок реабилитационных центров.

За 2003 год возросли объемы незавершенного строительства административных зданий отделений и центров реабилитации Фонда на 90,3 млн. рублей и на 1 января 2004 года составили 524,7 млн. рублей, что свидетельствует о плохом планировании вводов объектов в эксплуатацию.

Приобретение компьютеров и телекоммуникационного оборудования для централизованной поставки в исполнительные органы Фонда на сумму 317,8 млн. рублей осуществлялось не путем проведения конкурса, а на основании сравнительного анализа технических и стоимостных характеристик указанного оборудования от четырех фирм поставщиков.

Ведомственные расходы на образование в бюджете Фонда предусмотрены в сумме 375,2 млн. рублей, расходы составили 370,3 млн. рублей (98,7%). На подготовку и повышение квалификации кадров, проведение региональных совещаний и конференций запланировано 28,2 млн. рублей, израсходовано 26,4 млн. рублей (93,6%). На осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда запланировано 347,0 млн. рублей, использовано 343,9 млн. рублей (99,1%), обучено 327 тысяч застрахованных.

В нормативной правовой базе, регулировавшей взаимодействие Фонда и Минтруда России, имеют место недостатки, не позволяющие Фонду:

- участвовать в определении квот и численности обучающихся по регионам;

- на регулярной основе участвовать в проведении конкурсов среди организаций на право проведения обучения по охране труда;

- направлять на обучение категории застрахованных с наиболее высоким производственным травматизмом.

По целевой статье расходов Аппарат органов государственных внебюджетных фондов запланировано 4360,4 млн. рублей, средства израсходованы в сумме 3696,8 млн. рублей (84,8%). Из них на денежное содержание аппарата при утвержденной сумме 2433,5 млн. рублей израсходовано 2401,0 млн. рублей (98,7%), расходы на содержание аппарата при плане 1926,9 млн. рублей составили 1295,8 млн. рублей (67,2%).

По данной статье в течение 2003 года Фонд финансировал содержание аппарата Центрального отраслевого отделения железнодорожников и транспортных строителей в сумме 2,4 млн. рублей и аппарата Центрального отраслевого отделения трудящихся горно-металлургической промышленности в сумме 0,4 млн. рублей, которые в соответствии с Приказом Фонда от 21 апреля 1999 года N 62 должны быть ликвидированы, что является нецелевым расходованием средств.

В результате заниженных прогнозов рождаемости и роста средней заработной платы работающих, доведенных до Фонда при планировании бюджета Минэкономразвития России и Госкомстатом России, при исполнении бюджета сложилось превышение расходов на выплату пособий по беременности и родам - на 163,8 млн. рублей, пособий при рождении ребенка - на 736,5 млн. рублей и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 382,6 млн. рублей. По сравнению с 2002 годом количество выплат по пособиям при рождении ребенка возросло на 161,8 тысяч (15,2%). На погашение задолженности за 1999 - 2002 годы по выплатам единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам Чеченской Республики было израсходовано 50,0 млн. рублей, в нарушение закона о бюджете. Выплаты по другим социальным пособиям за счет Фонда (оплата дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами, пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия при усыновлении ребенка) составили 452,3 млн. рублей, перерасход - 3,0 млн. рублей.

По целевой статье расходов Прочие ведомственные расходы в области социальной политики бюджетом запланировано 474,3 млн. рублей, израсходовано 621,1 млн. рублей (131,0%). Перерасход допущен за счет списания дебиторской задолженности в сумме 409,0 млн. рублей, что не было предусмотрено Фондом при формировании бюджета.

Из сформированного централизованного резерва Фонда для обеспечения финансовой устойчивости в течение года было выделено 13360,3 млн. рублей, что на 4943,7 млн. рублей меньше, чем в 2002 году. Установлено, что денежные средства, утвержденные Фондом к перечислению на выравнивание финансовых условий, выделялись Отделениям не в полном объеме. Так, Алтайскому отделению при плановой потребности средств в сумме 567,4 млн. рублей фактически было выделено 393,5 млн. рублей (69,4%), Архангельскому - при плане 525,3 млн. рублей - 263,0 млн. рублей (50,1%), Иркутскому - при плане 317,9 млн. рублей - 70,2 млн. рублей (22,1%), Новосибирскому - при плане 242,7 млн. рублей - 25,8 млн. рублей (10,6%). При этом все указанные отделения имеют дефицит бюджетного остатка средств. В то же время неиспользованные остатки средств централизованного резерва на 1 января 2004 года составили 16115,4 млн. рублей. Наряду с этим в 3,1 раза больше запланированного перечислено средств из централизованного резерва Фонда Краснодарскому отделению, что указывает на слабую организацию планирования в Фонде.

Выборочной проверкой соблюдения договорной дисциплины было установлено, что в отдельных хозяйственных договорах стоимость работ и услуг определялась приложениями к данным договорам. Отдельные договора на предоставление работ и услуг заключены в иностранной валюте.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обязательного социального страхования не всегда производилось Фондом в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Эти нарушения допускались при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских работ (на сумму 5,9 млн. рублей), приобретение компьютеров и телекоммуникационного оборудования для централизованной поставки в исполнительные органы Фонда (на сумму 317,8 млн. рублей).

Фондом не предъявлялись своевременно исковые заявления в арбитражные суды по погашению задолженности к данным организациям и предприятиям. По состоянию на 1 января 2004 года 52 организации и предприятия имели перед Фондом дебиторскую задолженность на общую сумму 10,5 млн. рублей, что подтверждается результатами проведенной годовой инвентаризации финансовых обязательств, из них за 11 организациями и предприятиями числится задолженность на сумму 1,5 млн. рублей, срок исковой давности которой истек.

Кроме того, на разных счетах по расчетам с прочими организациями, расчетам по претензиям и забалансовом счете 007 Списана в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов числится задолженность за 46 организациями и предприятиями на общую сумму 184,4 млн. рублей, что свидетельствует о недостаточной работе Фонда по возмещению задолженностей.

Руководством Фонда до настоящего времени не приняты меры по взысканию поступлений в счет погашения числящейся задолженности на общую сумму 150,7 млн. рублей по долгам прошлых лет от ООО Балчуг-Девелопмент - 68,0 млн. рублей, АОЗТ АМО ЗИЛ - 56,9 млн. рублей, КБ Инкомбанк - 17,6 млн. рублей, ООО Созидатель века - 3,9 млн. рублей, ООО Юнионинвестгрупп - 3,8 млн. рублей, КБ Акомбанк - 0,5 млн. рублей.

За 2003 год списана в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов на общую сумму 409,0 млн. рублей, в том числе наибольшая задолженность списана с КБ Реформа - 368,9 млн. рублей, с АКБ Царскосельский - 22,1 млн. рублей, произведено списание 18,0 млн. рублей в отделениях Фонда. Списание произведено в соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а так в связи с вынесением арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и ликвидацией банков.

В отделениях Фонда по состоянию на 1 января 2003 года краткосрочные финансовые вложения по отчетным данным сводного баланса составили общую сумму 638,2 млн. рублей. В течение 2003 года возвращено в бюджет Фонда краткосрочных финансовых вложений на сумму 603,3 млн. рублей, или 94,5% от общей суммы.

Отделениями Фонда не приняты меры по погашению векселей и возврату доли уставного капитала. По состоянию на 1 января 2004 года остатки краткосрочных финансовых вложений по 8 отделениям Фонда составляли 35,0 млн. рублей, из них финансовые вложения Отделения по Республике Саха (Якутия) - 30,8 млн. рублей (векселя АК Алроса - 25,0 млн. рублей, векселя ОАО Якутуглестрой - 3,8 млн. рублей (доля в уставном капитале), акции ЖД Якутии - 2,0 млн. рублей) и 4,2 млн. рублей по остальным отделениям Фонда, что является нарушением ст. 23 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования.

В ходе исполнения Закона о бюджете Фонда вследствие нарушения налогового и бюджетного законодательства допущены потери доходов бюджета Фонда в сумме 3918,5 млн. рублей, в том числе: по налоговым доходам - 802,4 млн. рублей; по страховым взносам - 2855,6 млн. рублей (из них за счет предоставления скидок и надбавок - 102,0 млн. рублей); по поступлениям от имущества, находящегося в муниципальной собственности, - 260,6 млн. рублей.

 

Анализ исполнения и реализации текстовых статей Закона

о бюджете Фонда социального страхования

Российской Федерации

 

В Федеральном законе от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год содержится 27 текстовых статьи, кроме того, статьей 8 продлено на 2003 год действие статей 8, 9, 13 и 15 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 7-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год и статьи 7, части первой, второй и четвертой статьи 8, статей 10, 11, 15, 16, 19, 20 и 21 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год.

В процессе исполнения бюджета Фонд и его отделения в полном объеме исполнили положения 16 текстовых статей Закона о бюджете Фонда (1, 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 23, 25 и 26), а также положения 6 статей (11, 15, 16, 19, 20, 21) Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год, действие которых было продлено на 2003 год.

Положения четырех текстовых статей (9, 19, 20 и 21), а также 8, 9, 13 и 15 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 7-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год, статей 8 и 10 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год применялись Фондом для обеспечения взаимодействия со страхователями, банками и иными организациями - субъектами обязательного социального страхования в процессе исполнения бюджета.

Положение статьи 10 в ходе исполнения бюджета не реализовано в связи с тем, что Фонд и его отделения не обеспечили в полном объеме сбор страховых взносов, не получено дополнительных средств на пополнение резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Положения двух текстовых статей - 24 и 26 - находились за пределами полномочий Фонда. Исполнение данных статей находилось в компетенции Правительства Российской Федерации.

Анализ исполнения текстовых статей Федерального закона от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год приведен в Приложении 6.

 

Анализ выполнения представления Счетной палаты

Российской Федерации, направленного в Фонд по результатам

предыдущих контрольных мероприятий

 

В соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки исполнения Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год Председателю Фонда социального страхования Российской Федерации Ю.А. Косареву было направлено представление Счетной палаты Российской Федерации.

Фондом был утвержден комплексный план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных Счетной палатой Российской Федерации в ходе ревизии. Председатель Фонда Ю.А. Косарев информировал Счетную палату Российской Федерации о принимаемых мерах (письма от 21 августа 2003 г. N 02-08/06-1680П, от 2 сентября 2003 г. N 02-06/06-1807П).

В ходе проверки установлено, что предложения Счетной палаты Российской Федерации были реализованы в 2003 году при исполнении бюджета.

Фондом направлено отделениям письмо от 19 августа 2003 г. N 02-10/06-5687 о прекращении проведения зачетов, а также им дано указание при размещении заказов на выполнение работ и оказание услуг применять в обязательном порядке установленные нормативной правовой базой положения. В 2003 году проведено совещание с руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда по усилению контроля за соблюдением поставщиками договорных обязательств и созданию единого реестра договоров.

В 2003 году отделениями Фонда не использовались средства обязательного социального страхования на частичное содержание санаториев-профилакториев высших и средних специальных учебных заведений.

Результаты комплексной ревизии исполнения доходных и расходных статей бюджета Фонда за 2002 год, а также тематических проверок отделений (по Республике Татарстан, Вологодской области и Краснодарскому краю) в Фонде рассмотрены, приняты меры по устранению выявленных недостатков и нарушений.

В отделении по Республике Татарстан приведены в соответствие с нормативными правовыми актами порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, финансирования средств на оздоровление детей, а также организации конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг). В соответствии с решением арбитражного суда, принятого в пользу Вологодского отделения, перечислена задолженность Департамента образования Вологодской области за оздоровление детей-сирот в сумме 90,8 тыс. рублей и сумма штрафа в размере 4,5 тыс. рублей. В Краснодарском отделении усилен контроль за расходованием средств по статьям бюджета, в 2003 году погашена дебиторская задолженность за детским оздоровительным комплексом Лукоморье в сумме 429,5 тыс. рублей, детским оздоровительным лагерем Криница - 80,0 тыс. рублей и оздоровительным центром Южный - 40,8 тыс. рублей, принимаются меры по ликвидации задолженности обучающих организаций по охране труда.

Капитализированные платежи, поступившие от ликвидируемых предприятий в 2002 году в сумме 743,8 млн. рублей, учтены в консолидированном балансе Фонда на текущих счетах отделений. Федеральным законом о бюджете Фонда на 2003 год в доходах отдельной статьей предусмотрено поступление капитализированных платежей от предприятий. Сумма поступлений капитализированных платежей за 2002 год - 1349,4 млн. рублей - фактически зачислена в доходы бюджета в 2003 году.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 октября 2000 г. N 1462-р, в целях обеспечения полноты поступления единого социального налога и сумм, поступающих к погашению задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, подписано Соглашение по информационному взаимодействию между МНС России и Фондом (N БГ-16-05/113 и N 02-08/06-1907П от 19 августа 2003 г.).

 

Выводы

 

1. Проект Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год отражает деятельность органов государственного управления Российской Федерации, Фонда и других субъектов обязательного социального страхования по исполнению Закона о бюджете Фонда и управлению средствами государственного социального страхования.

Структура представленного законопроекта в части перечня источников формирования доходов и направлений расходования средств Фонда в целом соответствует Федеральному закону от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год.

2. Действующее законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в основном позволяли решать задачи обязательного социального страхования и управления средствами на их осуществление.

3. Процесс формирования законодательной базы, регулирующей отношения в системе обязательного социального страхования, не завершен. Не выполнены в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации требования статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации о принятии федерального закона, определяющего организационно-правовой статус, порядок создания, деятельности и его ликвидации.

До настоящего времени не введена в действие ст. 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации о казначейском исполнении бюджета Фонда, что осложняет проведение текущего контроля и значительно снижает качество последующего контроля за исполнением бюджета Фонда.

Имеются противоречия в отдельных положениях Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования и Закона о бюджете Фонда в части финансирования конкретных видов страхования работающих застрахованных граждан, санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, использования средств на оздоровление детей и частичное содержание детско-юношеских спортивных школ.

4. Доходы бюджета Фонда утверждены в сумме 134525,9 млн. рублей, исполнены в сумме 137249,8 млн. рублей, то есть с превышением на 2723,9 млн. рублей.

Из девяти источников, по которым формировалась общая сумма доходов, только по трем (единый социальный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения и поступления капитализированных платежей) показатели выполнены с превышением, по шести запланированные объемы доходов не достигнуты.

При планировании бюджета Фондом совместно с Федеральной налоговой службой, другими федеральными органами исполнительной власти необоснованно определялись суммы поступлений от налогов и страховых взносов. Росла задолженность за страхователями по единому социальному налогу, которая увеличилась за 2003 год на 1039,3 млн. рублей и на 1 января 2004 года составила 3882,5 млн. рублей. Не приняты действенные меры по сокращению задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая на 1 января 2004 года составила 9881,4 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность - 6459,9 млн. рублей, или 65,4% к общей задолженности.

5. Расходы бюджета Фонда утверждены в сумме 143185,4 млн. рублей, произведены в сумме 136161,4 млн. рублей (95,1%).

Из 8 целевых статей по 7 расходы произведены в суммах, ниже утвержденных Федеральным законом о бюджете Фонда, и по одной - с превышением. Из 27 видов расходов по одному расходы произведены в объеме, установленном бюджетом Фонда, по 5 - с превышением и по 21 - ниже утвержденных сумм. Это свидетельствует о серьезных просчетах Фонда в планировании и исполнении бюджета, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и отделениями Фонда.

Внутриведомственная роспись расходов по виду Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств Фонда не соответствовала утвержденному бюджету Фонда, что является нарушением ст. 295 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Фондом не завершена ликвидация Центрального отраслевого отделения железнодорожников и транспортных строителей и Центрального отраслевого отделения трудящихся горно-металлургической промышленности, финансирование которых в 2003 году на общую сумму 2,8 млн. рублей является нецелевым использованием средств Фонда.

При исполнении бюджета Фонда допускалось финансирование расходов, произведенных в предшествующие годы; так, на выплаты единовременных пособий при рождении ребенка неработающим гражданам Чеченской Республики за 1999 - 2002 годы было израсходовано 50,0 млн. рублей.

Объемы незавершенного строительства за 2003 год возросли на 90,3 млн. рублей и на 1 января 2004 года составили 524,7 млн. рублей. Фондом не планировались своевременные вводы объектов в эксплуатацию с целью сокращения объемов незавершенного строительства.

Размещение заказов на выполнение работ и оказание услуг не всегда производилось в соответствии с требованиями Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305. Нарушения допускались при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских работ на сумму 5,9 млн. рублей, при приобретении компьютеров и телекоммуникационного оборудования на сумму 317,8 млн. рублей. Не организован должный контроль за правомерностью заключения договоров и соблюдением договорных обязательств исполнителями заказа, допускалось заключение договоров в иностранной валюте.

По целевой статье расходов Прочие ведомственные расходы в области социальной политики бюджетом запланировано 474,3 млн. рублей, израсходовано 621,1 млн. рублей (131,0%). Перерасход допущен за счет списания дебиторской задолженности в сумме 409,0 млн. рублей.

Выполнение обязательств в сфере социального страхования за счет средств бюджета Фонда становится все более напряженным. По сравнению с 2002 годом сумма доходов уменьшилась на 3285,2 млн. рублей, а расходы возросли на 10553,6 млн. рублей.

6. По состоянию на 1 января 2004 года остатки краткосрочных финансовых вложений составляли 35,0 млн. рублей, из них финансовые вложения Отделения по Республике Саха (Якутия) - 30,8 млн. рублей, а также 4,2 млн. рублей в семи отделениях Фонда. Это является нарушением ст. 23 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования.

7. Не приняты достаточные меры по взысканию поступлений в счет погашения числящейся задолженности на общую сумму 150,7 млн. рублей по долгам прошлых лет по ООО Балчуг-Девелопмент на сумму 68,0 млн. рублей, АОЗТ АМО ЗИЛ - 56,9 млн. рублей, КБ Инкомбанк - 17,6 млн. рублей, ООО Созидатель века - 3,9 млн. рублей, ООО Юнионинвестгрупп - 3,8 млн. рублей, КБ Акомбанк - 0,5 млн. рублей.

8. В процессе исполнения бюджета Фонд исполнял положения и требования 27 текстовых статей Закона о бюджете или применял их для обеспечения взаимодействия с субъектами обязательного социального страхования. Кроме того, статьей 8 продлено на 2003 год действие 13 статей федеральных законов о бюджете Фонда на 2001 и 2002 годы.

Положение статьи 10 в ходе исполнения бюджета не реализовано в связи с тем, что Фонд и его отделения не обеспечили в полном объеме сбор страховых взносов, соответственно, не получено дополнительных средств на пополнение резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. Предложения Счетной палаты Российской Федерации по итогам ревизии исполнения доходных и расходных статей бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2002 год реализованы при исполнении бюджета в 2003 году.

 

Предложения

 

1. Направить информационное письмо Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабову.

2. Направить представление Председателю Фонда социального страхования Российской Федерации Г.Н. Кареловой.

3. Направить заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Аудитор

С.А.АГАПЦОВ