Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 07.08.2004 N 3.13-06/860

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 7 августа 2004 г. N 3.13-06/860

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии с выпиской из протокола N 35 заседания Совета Государственной Думы от 29 июня 2004 года рассмотрел проект Федерального закона N 62957-4 Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год, внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2003 году исполнен по доходам в сумме 843 140,8 млн. рублей (102,5% от бюджетных назначений). Налоговые доходы составили 400 814,5 млн. рублей (103,0% бюджетных назначений), в том числе:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, - 339 296,8 млн. рублей (106,0% от бюджетных назначений);

страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии - 1 927,9 млн. рублей (27,5% от бюджетных назначений);

страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии - 46 674,7 млн. рублей (96,5% от бюджетных назначений);

страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату накопительной части трудовой пенсии - 943,4 млн. рублей (85,8% бюджетных назначений);

единый минимальный налог - 122,3 млн. рублей (поступления бюджетом не предусматривались);

недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд, образовавшиеся на 01.01.2001, - 11 849,3 млн. рублей (95,2% от бюджетных назначений).

Неналоговые доходы в 2003 году составили 22 364,2 млн. рублей (135% от бюджетных назначений), в том числе:

доходы, полученные от размещения временно свободных средств в облигации государственных внерыночных займов Российской Федерации, - 1 380,0 млн. рублей (100% от бюджетных назначений);

доходы от размещения временно свободных средств в государственные ценные бумаги - 14 776,3 млн. рублей (189,3% от бюджетных назначений);

доходы, полученные от размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, - 5 141,5 млн. рублей (72,9% от бюджетных назначений).

Прочие поступления составили 1 066,4 млн. рублей (382,6% от бюджетных назначений).

Безвозмездные перечисления были осуществлены в сумме 419 962,2 млн. рублей (100,7% от бюджетных назначений), в том числе:

единый социальный налог - 368 238,3 млн. рублей (100,7% от бюджетных назначений);

средства федерального бюджета, передаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 50 321,9 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений);

средства федерального бюджета, передаваемые Минтрудом России на выплату пенсий и пособий, - 657,0 млн. рублей (94,1% от бюджетных назначений);

средства, передаваемые из Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии, - 745,0 млн. рублей (146,7% от бюджетных назначений).

Комитет отмечает, что фактический фонд оплаты труда в 2003 году сложился в сумме 3 258,0 млрд. рублей, в то время как для бюджетных проектировок был принят фонд оплаты труда в размере 3 160,0 млн. рублей. Этим, в основном, объясняется перевыполнение бюджетных назначений по неналоговым доходам. При этом поступления единого социального налога оказались близки к запланированным, что связано с недооценкой выпадающих доходов в связи с применением специальных налоговых режимов. Существенно ниже запланированных оказались поступления фиксированных платежей. В этой связи Комитет отмечает, что Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148. В соответствии с указанными Правилами фиксированный платеж, превышающий минимальный, рассчитывается исходя из стоимости страхового года. В свою очередь стоимость страхового года (на 2002 - 2004 годы) была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 52. При этом платеж, рассчитанный исходя из стоимости страхового года, оказывается меньше, чем минимальный фиксированный платеж. Таким образом, вопрос об уплате фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, остается методологически и нормативно не разрешенным. Невыполнение бюджетных назначений по мобилизации просроченной задолженности, пеням и штрафам, образовавшимся по состоянию на 01.01.2001, связано, по мнению Комитета, с продолжительностью существования этой задолженности и исчерпанием возможностей ее реструктуризации в соответствии с ранее принятыми решениями.

В 2003 году в Фонд был перечислен из федерального бюджета остаток средств единого социального налога за 2002 год в объеме 7,86 млрд. рублей, по итогам 2003 года указанный остаток составляет 4,14 млрд. рублей.

По данным налоговой отчетности, сумма задолженности на конец отчетного периода составила:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 31,5 млрд. рублей;

недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 01.01.2001, - 112,5 млрд. рублей;

по единому социальному налогу - 62,5 млрд. рублей.

Комитет отмечает, что в 2003 году поступление страховых взносов на 20,5 млрд. рублей превысило поступление единого социального налога. Значительную часть указанной суммы составляют потери Фонда вследствие введения специальных налоговых режимов.

По расходам бюджет Фонда исполнен в 2003 году в сумме 804 076,4 млн. рублей (93,0% от бюджетных назначений), в том числе:

по распределительной части бюджетных назначений - 803 795,7 млн. рублей (99,3% бюджетных назначений);

по накопительной части - 1 280,7 млн. рублей (2,3% от бюджетных назначений).

Основную часть расходов Фонда составили расходы на пенсионное обеспечение - 782 703,3 млн. рублей (93% от бюджетных назначений), в том числе на обязательное пенсионное страхование - 722 767,8 млн. рублей (99,1% от бюджетных назначений).

С 1 февраля 2003 года была осуществлена индексация на 6 процентов только базовой части трудовых пенсий (поскольку индекс роста потребительских цен за II полугодие 2002 года составил менее 6 процентов), что вызвало недовольство пенсионеров. Доиндексация страховой части трудовой пенсии за 2002 год была произведена с 1 апреля 2003 года на 12,6% (против запланированных 11,2%). При этом учитываемые при расчете темпы роста поступлений страховых взносов в расчете на одного пенсионера оказались ниже, чем темпы роста заработной платы в 2002 году. С 1 августа была осуществлена индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии на 8% (против запланированных 5%). Среднее повышение страховой части трудовых пенсий работающим пенсионерам в результате перерасчета на основании данных персонифицированного учета и заявлений граждан составило 47,08 рубля.

Средний размер трудовой пенсии за 2003 год увеличился на 292,33 рубля и на конец отчетного периода составил 1 747,36 рубля (109,2% от прожиточного минимума пенсионера).

За отчетный период возросла численность пенсионеров, получающих социальные пенсии, на 23,0 тыс. человек, что повлекло увеличение расходов на эти цели против запланированных на 7,4 процентного пункта, а также получателей пенсий из числа пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф - на 18,3 тыс. человек и соответственно увеличение расходов - на 29,3 процентного пункта. В целом расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составили в 2003 году 51 637,7 млн. рублей, в то время как из федерального бюджета в соответствии с бюджетными назначениями было перечислено 49 348,4 млн. рублей. Таким образом, на 1 января 2004 года образовалась некомпенсированная задолженность федерального бюджета перед Фондом за 2003 год по расходам на выплату пенсий и пособий в сумме 2 289,3 млн. рублей. Погашение задолженности за прошлые годы произведено в соответствии с бюджетом Фонда в объеме 973,5 млн. рублей.

Средства пенсионных накоплений на начало отчетного периода составили 38 972,9 млн. рублей. За отчетный период поступило:

страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (с учетом недоимки, пеней и иных финансовых санкций) - 46 674,7 млн. рублей (96,5% от бюджетных назначений);

страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии (с учетом недоимки, пеней и иных финансовых санкций) - 943,4 млн. рублей (85,8% от бюджетных назначений).

Финансовый результат от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2003 году, составил 1 268,1 млн. рублей (46% от бюджетных назначений), сформировавшихся в 2002 году, - 3 869,5 млн. рублей (90,0% от бюджетных назначений). Невыполнение бюджетных назначений по доходам от временного размещения средств пенсионных накоплений во многом связано со снижением курса доллара США по отношению к валюте Российской Федерации. В целом потери Фонда по курсовой разнице составили 1 030,2 млн. рублей, в том числе в части пенсионных накоплений - 35,5 млн. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2003 N 35-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2004 N 73 срок перевода средств пенсионных накоплений выбранными застрахованными лицами управляющим компаниям был продлен до 31.03.2004, поэтому в отчетном году предусмотренная бюджетом передача средств не производилась.

Расходы, связанные с формированием пенсионных накоплений, составили 1 280,7 млн. рублей. На 1 января 2004 года средства пенсионных накоплений составляли 90 416,3 млн. рублей (94,5% от бюджетных назначений), в том числе:

направленные на временное размещение пенсионные накопления 2002 года - 40 756,8 млн. рублей;

направленные на временное размещение пенсионные накопления 2003 года - 41 548,6 млн. рублей;

остаток средств пенсионных накоплений, не переданных на временное размещение, - 8 110,9 млн. рублей.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, в 2003 году составили 804 076,4 млн. рублей (95,5% от бюджетных назначений). Комитет отмечает, что в условиях становления пенсионных служб, для успешного функционирования которых требуется соответствующее техническое оснащение и грамотный персонал, расходы на содержание территориальных органов Фонда были произведены только на 88,4% от плановых, расходы на подготовку кадров - на 88,7% от плановых, а научные исследования (95 млн. рублей бюджетных назначений) не финансировались вообще. В составе прочих расходов расходы на информационно-разъяснительную работу в связи с проведением пенсионной реформы были произведены только на 30,2% от бюджетных назначений.

Расходы на оказание социальной помощи были профинансированы в объеме 4 824, млн. рублей (87,7% от максимально допустимых расходов по бюджету), в том числе на оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам путем осуществления дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование в 18 субъектах - 1 170,4 млн. рублей.

По итогам исполнения бюджета Фонда в 2003 году текущий дефицит по распределительной части бюджета составил 12 414,5 млн. рублей. Средства финансового резерва Фонда за 2003 год с учетом курсовой разницы в 994,8 млн. рублей уменьшились на 13 409,2 млн. рублей и составили на конец отчетного периода 100 440,9 млн. рублей, в том числе:

средства, размещенные в ценные бумаги, - 51 217,9 млн. рублей;

денежные средства - 49 222,9 млн. рублей.

Средства пенсионных накоплений за 2003 год увеличились на 51 443,5 млн. рублей и на конец отчетного периода составили 90 416,3 млн. рублей, в том числе:

средства, временно размещенные в ценные бумаги, - 82 305,4 млн. рублей;

денежные средства - 8 110,9 млн. рублей.

Комитет отмечает, что в отличие от 2002 года в рассматриваемом законопроекте нет данных о поступивших страховых взносах, не разнесенных по индивидуальным счетам застрахованных лиц, в то время как существенное увеличение остатка денежных средств позволяет косвенно судить о динамике этого процесса.

Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта с учетом замечаний, отмечая однако отсутствие заключения Счетной палаты Российской Федерации об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год, что не позволяет сделать обоснованное заключение о полноте отражения в законопроекте доходов и расходов Фонда.

 

Член Совета Федерации,

Председатель Комитета

В.А.ПЕТРЕНКО