СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 сентября 2004
г. N 01-1218/14-1
Счетная
палата Российской Федерации подготовила и направляет заключения на проекты
Федеральных законов О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на
2005 год, О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2005 год, О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2005 год, О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2005 год.
Заключения
рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 14
сентября 2004 года (протокол N 28 (398)).
Председатель
С.В.СТЕПАШИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2005
ГОД
Проект Федерального
закона О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005
год (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21
Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Законопроект
сформирован с учетом показателей прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года, представленного
Минэкономразвития России, проекта Федерального закона О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2005 год, данных по исполнению
бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) за
2003 год, статистических данных ФСС по показателям, характеризующим расходы на
обеспечение по страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статьей 1
законопроекта устанавливается, что в 2005 году страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, утвержденным
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ О страховых тарифах
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2001 год. Следовательно, предусматривается сохранение действующих в 2001 году и
пролонгированных на 2002, 2003 и 2004 годы тарифов, а также порядка, условий
уплаты и льгот по уплате этих страховых взносов.
В соответствии со
статьей 2 законопроекта страховые тарифы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
устанавливаются по видам экономической деятельности.
Виды экономической
деятельности и информация о них включены в Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности, введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской
Федерации от 6 ноября 2001 года N 454-ст. Однако Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2003 года N 108 устанавливался переходный
период на 2003 - 2004 годы для введения Общероссийского классификатора видов экономической
деятельности (ОКВЭД).
Следует
отметить, что в связи с установлением страховых тарифов на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний по видам экономической деятельности необходимо внести изменения в
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 года N 975
Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей)
экономики к классу профессионального риска.
В 2005 году
сохраняются 22 страховых тарифа, дифференцированных в
зависимости от класса профессионального риска. Страховые тарифы распределены в
диапазоне от 0,2 (по 1 классу) до 8,5 (по 22 классу) процента к начисленной
оплате труда по всем основаниям.
Расчет
средневзвешенного по видам экономической деятельности страхового тарифа
производился исходя из фонда оплаты труда на 2005 год, представленного
Минэкономразвития России, в объеме 5050,0 млрд. рублей, скорректированного на
разницу сумм фонда оплаты труда, начисленного в декабре 2004 года, по отношению
к декабрю 2003 года и на некоторые виды оплаты труда, на которые не начисляются
страховые взносы (180285,0 млн. рублей, или 3,57%). В результате скорректированный фонд оплаты труда составил 4869,7
млрд. рублей.
Среднегодовой
уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в
размере 97,0% с учетом поступления в счет погашения задолженности по страховым
взносам (недоимки).
Для определения
страховых тарифов на 2005 год были использованы фактические данные о выплатах в
возмещение вреда пострадавшим за 2003 год.
Общая сумма
затрат для финансирования обязательств по социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний определена на 2005 год в
сумме 37875,9 млн. рублей (с учетом норматива оборотных денежных средств на 1
января 2006 года в сумме 2758,3 млн. рублей) и включает расходы на выплату
пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на
производстве и профессиональным заболеванием (1644,4 млн. рублей), единовременные и ежемесячные
страховые выплаты (24119,2 млн. рублей), расходы на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
(4478,8 млн. рублей), расходы по доставке и пересылке страховых выплат (434,1
млн. рублей), средства, передаваемые Министерству здравоохранения и социального
развития Российской Федерации для осуществления мероприятий по обучению по
охране труда отдельных категорий застрахованных и на
финансирование научно-исследовательских работ по охране труда (400,0 млн.
рублей), расходы на аппарат органов государственных внебюджетных фондов (2990,3
млн. рублей), расходы на обеспечение обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (124,0 млн.
рублей), расходы в сфере международной деятельности (9,9 млн. рублей),
организацию и ведение единой интегральной информационной системы (74,0 млн.
рублей), государственные капитальные вложения (810,5 млн. рублей), а
также прочие расходы (32,4 млн. рублей). При расчете средневзвешенного по видам
экономической деятельности страхового тарифа учтены поступления от прочих
доходов в 2005 году (пени, штрафы, прочие поступления) в сумме 768,2 млн.
рублей.
Исходя из
вышеперечисленных условий и с учетом остатков средств ФСС по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на начало 2005 года в сумме 3351,0 млн. рублей
расчетный страховой тариф на 2005 год, определенный в размере 0,71% от
скорректированного фонда оплаты труда, позволяет сформировать доходы ФСС от
поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в сумме 33537,7 млн. рублей.
Аудитор Счетной
палаты
Российской
Федерации
С.А.АГАПЦОВ