Письмо Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока от 24.09.2004 N 3.27-18/312

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

ПИСЬМО

от 24 сентября 2004 г. N 3.27-18/312

 

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока направляет заключение по проекту Федерального закона N 66451-4 О внесении изменений в Федеральный закон Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 66451-4 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УВЕЛИЧЕНИИ БАЗОВОЙ

ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ЛИЦАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В РАЙОНАХ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

 

Проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, внесенный Думой Чукотского автономного округа, предусматривает применение районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, независимо от их места жительства за пределами указанных районов и местностей и времени обращения за пенсией. При этом если на новом месте жительства к заработной плате установлен более высокий размер районного коэффициента, то к базовой части трудовой пенсии применяется последний.

Согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию законопроекта потребуется 906 млн. рублей в год.

Правительство Российской Федерации возражает против законопроекта, т.к. его принятие нарушает концепцию Федерального закона от 29 ноября 2003 года N 154-ФЗ Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливающего в целях возмещения дополнительных материальных затрат в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера для граждан государственную компенсацию в форме применения районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии. Для лиц, имеющих необходимый северный стаж, предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости и применение повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при оценке пенсионных прав.

11 северных субъектов Российской Федерации считают законопроект своевременным и справедливым (по состоянию на 15.09.2004).

Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет. Граждане, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых были установлены районные коэффициенты к заработной плате, уплачивают в федеральный бюджет единый социальный налог и с суммы выплачиваемого к заработной плате районного коэффициента. Неприменение районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет за собой уменьшение размера трудовой пенсии. Значительная часть нетрудоспособного населения отказывается от переселения в другие благоприятные по климатическим условиям регионы страны с целью сохранения размера получаемой трудовой пенсии, что создает негативную демографическую ситуацию в таких северных субъектах Российской Федерации. При этом содержание одного пенсионера обходится бюджету северных территорий в 2 - 3 раза дороже, чем в центральных районах страны.

Однако со времени внесения законопроекта в Государственную Думу в Федеральный закон от 29 ноября 2003 года N 154-ФЗ Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях были внесены изменения. В частности, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 150) статья 3, в которую вносятся изменения данным законопроектом, признана утратившей силу. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации внесение изменений, условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Учитывая изложенное и в соответствии с п. 6 ст. 113 Регламента Государственной Думы Комитет считает, что следует предложить Думе Чукотского автономного округа доработать текст законопроекта и внести в него изменения с учетом вышеуказанных замечаний.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО