Письмо Комитета по делам женщин, семьи и молодежи от 27.09.2004 N 3.6-16/542

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН,

СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

 

ПИСЬМО

от 27 сентября 2004 г. N 3.6-16/542

 

Направляем заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи на проект Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

 

Председатель Комитета

Е.Ф.ЛАХОВА

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2005 ГОД

 

Единовременное пособие при рождении ребенка

Выплаты этого пособия финансируются из Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2005 г. Правительство предлагает оставить размер этого пособия на прежнем уровне - 4,5 тыс. рублей. Общие расходы Фонда на его выплату по сравнению с 2004 годом возрастут на 300 млн. рублей и составят 6,9 млрд. рублей. Это связано только с увеличением числа рождений.

Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, с целью повышения рождаемости, из собственных средств выплачивают это пособие в размере 10 и более тыс. рублей.

Комитет считает такую разницу в размере этого пособия несправедливым фактом. Нельзя допускать существенной дифференциации размера этого пособия по регионам. При такой постановке вопроса получается, что дети в различных регионах имеют разную стоимостную оценку.

Необходимо на федеральном уровне установить минимальный уровень этого пособия в размере 10 тыс. рублей. Ведь предвыборные обещания партии Единая Россия своим избирателям не выполнены.

И начать с 2005 года, когда высокие цены на нефть создают благоприятную экономическую конъюнктуру.

Источниками покрытия дополнительных расходов Фонда социального страхования могут быть перечисления из федерального бюджета за счет:

1. Уменьшения профицита бюджета.

2. Части средств Стабилизационного фонда, полученных сверх 500 млрд. рублей (развитие статьи 3 проекта Федерального закона О федеральном бюджете на 2005 г.).

3. Других источников.

Комитет отразил свои предложения по этому вопросу в заключении на проект Федерального закона О федеральном бюджете на 2005 год и направил в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Общая сумма затрат на повышение пособия с 4,5 до 10,0 тыс. рублей составит 8,5 млрд. рублей.

Расходы на базовый размер 4,5 тыс. руб. составляют в 2005 году 6 930,0 млн. рублей  ;* ;.

--------------------------------

 ;* ; Увеличение пособия на 1,0 тыс. рублей влечет рост затрат на 1 млрд. 540 млн. рублей.

 

Возможны варианты поэтапного увеличения размера пособия. Они таковы:

1 вариант. Увеличение пособия до 6 тыс. рублей. Дополнительно потребуется 2 310,0 млн. рублей.

2 вариант. Увеличение пособия до 7 тыс. рублей. Дополнительно потребуется 3 850,0 млн. рублей.

3 вариант. Увеличение пособия до 8 тыс. рублей. Дополнительно потребуется 5 390,0 млн. рублей.

4 вариант. Увеличение пособия до 9 тыс. рублей. Дополнительно потребуется 6 930,0 млн. рублей.

5 вариант. Увеличение пособия до 10,0 тыс. рублей. Дополнительно потребуется 8470,0 млн. рублей

В 2006 г. и последующие годы планируется более существенное увеличение фонда оплаты труда, являющегося базой для начисления Единого социального налога. Доходы Фонда социального страхования несколько возрастут, несмотря на снижение ставки этого налога. Эти средства можно направить на увеличение размера пособия.

 

Пособие по беременности и родам

Проектом бюджета Фонда социального страхования 2005 год увеличен с 11,7 тыс. рублей до 12,48 тыс. рублей предельный размер пособия по беременности и родам (и пособия по временной нетрудоспособности).

Методика расчета размера пособия остается прежней - 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам.

На данном этапе Комитет соглашается с этим. При увеличении доходов Фонда мы будем предлагать убрать предел по пособиям по беременности и родам.

 

Пособие по временной нетрудоспособности

Статьей 8 законопроекта устанавливается, что пособие по временной нетрудоспособности Фондом будет оплачиваться застрахованному лицу с третьего дня наступления нетрудоспособности. Первые два дня оплаты возлагаются на работодателя.

Таким образом Фонд старается уменьшить свои расходы в кризисной ситуации с доходами, что вызвано снижением ставки Единого социального налога.

С одной стороны, в безвыходной ситуации с этим можно согласиться. Но вместе с тем на работодателя возлагается и оплата двух первых дней больничных листов по уходу за больным ребенком.

Поскольку обязанность работодателя осуществлять эти выплаты и, соответственно, ответственность за невыплаты пока не закреплены ни Трудовым кодексом, ни каким-либо другим федеральным законом, то, вероятнее всего, работодатель не будет выполнять переданные ему Фондом социального страхования функции. Никаких санкций за это он не понесет.

Комитет предлагает оставить за Фондом социального страхования выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам, осуществляющим уход за больным ребенком, за все дни нетрудоспособности.

К примеру, одиноким родителям, особенно с низким уровнем жизни, потерять доходы в размере среднего заработка за два дня - это большой удар по семейному бюджету. А больному ребенку необходимо усиленное питание и медикаменты.

Дополнительные средства на это следует выделить из федерального бюджета. Это закреплено в статье 24 Федерального закона Об обязательном социальном страховании в Российской Федерации. В ней четко указано на то, что если в Фонде социального страхования не будет хватать средств на оплату по страховым случаям, то эти средства выделяются Фонду из федерального бюджета.

 

Оздоровление детей

Оздоровление детей и подростков на федеральном уровне финансируется из двух источников: федерального бюджета и Фонда социального страхования.

В 2005 году на организацию оздоровительной кампании детей и подростков из федерального бюджета планируется выделить на 500 млн. рублей больше, чем в текущем году. Объем затрат составит 1,72 млрд. рублей. Из них 1,3 млрд. рублей будет выделено регионам в виде субсидий. Распределение средств по субъектам Российской Федерации к проекту федерального бюджета на 2005 год прилагается. Однако информацию о том, на поддержку какой категории детей рассчитаны еще 400 млн. рублей, Правительство не представило.

В Фонде социального страхования на 2005 год средства на оздоровление детей увеличатся на 1,0 млрд. рублей. Их объем составит 12,56 млрд. рублей. По утверждению Правительства, этим покроются расходы, связанные с инфляцией.

Однако это не совсем правильно. Несмотря на прирост в 2005 г. средств, направляемых Фондом на оздоровление детей, они не покроют роста цен путевки. Без путевок в следующем году могут остаться 200 тыс. детей. Для того чтобы и эти дети в следующем году получили путевки, необходимы дополнительные средства в объеме около 700 млн. рублей.

Правда, статья 11 проекта Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год предписывает Фонду направлять на оздоровление детей те средства, которые будут получены им в случае увеличения доходов или сокращения расходов по сравнению с принятыми в Законе. И это правильно.

Комитет предлагает усилить эту статью. Обозначить в ней, что с целью недопущения ухудшения положения с оздоровлением детей в 2005 году в первоочередном порядке выделить на это как минимум 700 млн. рублей.

С учетом того, что при поступлении дополнительных доходов в Фонд социального страхования они будут направлены на оздоровление детей, Комитет поддерживает эти проектировки Правительства.

В целом Комитет поддерживает принятие проекта Федерального закона в первом чтении. Однако при доработке его ко второму чтению депутаты будут вносить поправки по всем перечисленным позициям.

Кроме того, считаем необходимым при работе над законопроектом ко второму чтению сформировать рабочую группу из депутатов профильных комитетов, представителей Правительства и работодателей.

 

Председатель Комитета

Е.Ф.ЛАХОВА