Письмо Президента РФ от 27.12.1995 N Пр-1883

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 декабря 1995 г. N Пр-1883

 

Принятый Государственной Думой Федерального Собрания, считающийся одобренным Советом Федерации Федерального Собрания в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации и представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон Об обращении с радиоактивными отходами (далее именуется Федеральный закон) отклоняю в связи с его несоответствием Конституции Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.

В нарушение части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Государственной Думы только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, законопроект, на основе которого принят Федеральный закон, был внесен на рассмотрение Государственной Думы без заключения Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона им регулируются отношения в области обращения с радиоактивными отходами во всех сферах, включая деятельность в области обеспечения обороны. В соответствии со статьями 7 и 8 Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесено, в частности, осуществление контроля за безопасным ведением работ при обращении с радиоактивными отходами, то есть осуществление этого контроля и на объектах оборонного значения, обеспечивающих безопасность страны. Данные положения Федерального закона противоречат пункту м статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

Абзац седьмой статьи 6 и статья 9 Федерального закона предусматривают создание специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, который может создавать территориальные органы по обращению с радиоактивными отходами. Статья 10 Федерального закона определяет основные функции этого федерального органа. Данные положения Федерального закона противоречат статье 10 и части 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми, исходя из принципа разделения властей, определение структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Компетенция и порядок деятельности этих органов в соответствии с Законом Российской Федерации О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации регулируются специальным законодательным актом о них, а положения об этих органах утверждаются Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации. Кроме того, в Федеральном законе следует четко обозначить, что федеральный орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами относится к федеральным органам исполнительной власти, так как функционирование каких-либо федеральных органов государственного управления вне системы федеральных органов исполнительной власти Конституция Российской Федерации не предусматривает.

Аналогичные противоречия Конституции Российской Федерации присутствуют в статьях 11, 12, 13 и 14 Федерального закона, устанавливающих структуру и полномочия федеральных органов государственного регулирования и надзора за обеспечением безопасности в области обращения с радиоактивными отходами.

Отдельные положения Федерального закона противоречат вступившему в силу Федеральному закону Об использовании атомной энергии. Так, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона предусмотрено, что государственный учет радиоактивных отходов ведется федеральным органом по обращению с радиоактивными отходами. Вместе с тем в соответствии со статьей 22 Федерального закона Об использовании атомной энергии органы, осуществляющие государственный учет и контроль радиоактивных отходов, должны определяться Правительством Российской Федерации.

Некоторые применяемые в Федеральном законе понятия нуждаются в уточнении. В Федеральном законе О поставках продукции для федеральных государственных нужд употребляются понятия федеральные целевые программы и региональные целевые программы. В статьях же 6, 7, 9 Федерального закона применяются понятия федеральные программы и региональные (территориальные) программы. В Федеральном законе не даются определения понятиям специализированная организация, имеющая региональное значение и специализированная организация, имеющая местное значение, хотя от того, к какой из указанных специализированных организаций относится конкретная специализированная организация, зависит порядок принятия решения о ее размещении (статьи 7 и 8 Федерального закона).

Необходимо также отметить, что редакции статей 26, 28, 34, 64 поставленного на голосование и принятого Государственной Думой Федерального закона отличаются от редакции этих статей Федерального закона, представленного Президенту Российской Федерации для подписания.

На основании изложенного представляется целесообразным привести Федеральный закон в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и других законодательных актов Российской Федерации.

 

Б.ЕЛЬЦИН