Письмо Комитета по бюджету и налогам от 06.12.2004 N 3.7-23/2131

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ

 

ПИСЬМО

от 6 декабря 2004 г. N 3.7-23/2131

 

Направляем заключение Комитета по бюджету и налогам на внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона N 62957-4 Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год, одобренное решением Комитета 3 декабря 2004 года.

 

Председатель Комитета

Ю.В.ВАСИЛЬЕВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 62957-4

ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2003 ГОД

 

Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект Федерального закона N 62957-4 Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен за 2003 год по доходам в сумме 843,14 млрд. рублей (с превышением утвержденных показателей на 2,5%) и по расходам в сумме 804,08 млрд. рублей (или 93,0% от утвержденных показателей).

По накопительной составляющей доходы исполнены в сумме 52,76 млрд. рублей, или 93,3% от утвержденных показателей, и включают в себя доходы 2003 года (страховые взносы, страховые взносы в виде фиксированного платежа и доходы от размещения временно свободных средств) в сумме 48,9 млрд. рублей и доходы, сформировавшиеся за счет размещения пенсионных накоплений 2002 года, в сумме 3,86 млрд. рублей.

В законопроекте в расходах по накопительной составляющей отражены расходы, произведенные в 2003 году, в сумме 1,28 млрд. рублей (или 2,3% от утвержденных показателей). В данные расходы включены расходы по ведению специальной части индивидуальных лицевых счетов в сумме 331,6 млн. рублей (114,1% к утвержденным показателям), расходы, связанные с временным размещением средств, в сумме 23,4 млн. рублей и уплаченный купонный доход бывшим владельцам приобретенных ценных бумаг, не предусмотренный бюджетом Фонда, в сумме 925,6 млн. рублей. При утверждении бюджета Фонда на 2003 год в расходы по накопительной составляющей были включены средства, направляемые на инвестиции в государственные ценные бумаги, в сумме 52,2 млрд. рублей. В законопроекте средства, направляемые на инвестиции в государственные ценные бумаги, исключены из расходов Фонда и отражаются в составе пенсионных накоплений в отдельном приложении по доходам и расходам Фонда, связанным с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.

Таким образом, текущий профицит по исполнению бюджета Фонда по накопительной составляющей определяется в сумме 51,48 млрд. рублей, из которых:

41,55 млрд. рублей пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2003 году, были направлены на временное размещение в разрешенные законодательством РФ виды активов (ценные бумаги);

1,8 млрд. рублей пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2002 году, были направлены на временное размещение в разрешенные законодательством РФ виды активов (ценные бумаги);

8,1 млрд. рублей - остаток средств, не переданных на временное размещение на 01.01.2004 (в том числе: 1,6 млрд. рублей пенсионных накоплений 2002 года и 6,5 млрд. рублей пенсионных накоплений 2003 года).

Средства пенсионных накоплений на 01.01.2004 составили 90,4 млрд. рублей, или 94,5% от предусмотренных бюджетом Фонда, что в значительной степени связано с тем, что прогнозирование поступления страховых взносов производилось по данным персонифицированного учета 2001 года, не в полной мере отразившим распределение застрахованных лиц по полу и возрасту.

Кроме того, чистый финансовый результат от размещения пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2003 году, составил 1,27 млрд. рублей, или 46,1% от планируемых поступлений, а от размещения пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2002 году, соответственно - 3,87 млрд. рублей, или 90%.

В 2003 году Фондом не была осуществлена передача поступивших в 2002 году средств на накопительную часть пенсии управляющим компаниям, как это предусматривалось бюджетом Фонда на 2003 год, в сумме 43,46 млрд. рублей. Срок подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля, так же как и сроки информирования Фондом застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуального лицевого счета, были продлены до 31 марта 2004 года внесением соответствующих изменений в Федеральный закон Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации.

Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с накопительным финансированием трудовых пенсий, составило по доходам 790,38 млрд. рублей, или 103,1% от утвержденных показателей, и по расходам - 802,8 млрд. рублей, или 99,3% от утвержденных показателей. На покрытие данного текущего дефицита за счет резерва Фонда потребовалось 12,4 млрд. рублей вместо запланированных 42,06 млрд. рублей. Таким образом, резерв (остатки средств) Фонда на конец года составил 100,44 млрд. рублей вместо 61,1 млрд. рублей, утвержденных бюджетом Фонда.

В 2003 году доходы Фонда в части, не связанной с накопительным финансированием трудовых пенсий, исполнены по поступлению:

единого социального налога в сумме 368,2 млрд. рублей (100,7% к утвержденным показателям);

страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 339,3 млрд. рублей (106,0% к утвержденным показателям);

полностью перечислены Фонду средства федерального бюджета в размере 50,3 млрд. рублей;

страховых взносов по дополнительному тарифу для членов летных экипажей в сумме 1,07 млрд. рублей (в 3,8 раза больше, чем утверждено бюджетом Фонда);

средств Минатома РФ в сумме 0,75 млрд. рублей (146,7%);

доходов от размещения средств резерва Фонда - 16,2 млрд. рублей (175,9%).

Также следует отметить, что в соответствии с уточнениями федерального бюджета на 2003 год, внесенными Федеральным законом от 11.11.2003 N 150-ФЗ, субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога были определены в сумме 373,5 млрд. рублей. Соответствующие изменения в Федеральный закон О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год внесены не были.

Не выполнены утвержденные бюджетом Фонда доходы по поступлению:

страховых взносов в виде фиксированного платежа - 2,9 млрд. рублей (35,4% к утвержденным показателям);

недоимок, пени и штрафов - 11,8 млрд. рублей (95,2% к утвержденным показателям);

средств, передаваемых Минтрудом России, - 0,66 млрд. рублей (94,2% к утвержденным показателям).

При рассмотрении проекта бюджета Фонда на 2003 год в заключении Комитета отмечалось, что не предусматриваются поступления от единого минимального налога. В связи с отсутствием расчетной базы они не были включены в доходы Фонда. Фактическое поступление единого минимального налога в 2003 году составило 0,12 млрд. рублей.

Расходы Фонда в 2003 году в части, не связанной с накопительным финансированием трудовых пенсий, составили в сумме 802,8 млрд. рублей, или 99,3% к утвержденным показателям, из них расходы:

по обязательному пенсионному страхованию составили 722,8 млрд. рублей или 99,1% от утвержденных показателей;

по государственному пенсионному обеспечению - 51,6 млрд. рублей, или 104,6% от утвержденных показателей;

по дополнительному пенсионному обеспечению работников ядерного комплекса и членов летных экипажей - 1,37 млрд. рублей, или соответственно 148,9% и 218,6% от утвержденных показателей. Вместе с тем не выполнено положение закона о бюджете Фонда в части установления доплаты к пенсиям членам летных экипажей исходя из суммы фактически поступивших страховых взносов по дополнительному тарифу за предшествующий квартал;

на выплаты досрочных пенсий - 0,67 млрд. рублей, или 96,8% от утвержденных показателей;

на финансовое и материальное обеспечение Фонда - 20,3 млрд. рублей, или 88,9% от утвержденных показателей.

Экономия в части выплат трудовой пенсии и пособий связана прежде всего с тем, что фактическая среднегодовая численность получателей трудовых пенсий оказалась на 803,4 тыс. человек меньше, чем принималось при утверждении бюджета Фонда.

Кроме того, индексация страховой части пенсии была проведена в размерах меньше, чем было заложено в бюджете Фонда. В связи с тем что индекс потребительских цен за второе полугодие 2002 года был ниже 6% и оснований для индексации страховой части пенсии с 1 февраля не имелось (статья 17 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации), страховая часть пенсии была проиндексирована с 1 августа на 8% (по бюджету - на 5%) и дополнительно увеличена с 1 апреля на 12,6% (по бюджету - на 11,3%). В целом за год страховая часть пенсии была увеличена на 21,6% (вместо предусмотренного бюджетом Фонда увеличения на 23,8%).

Базовая часть пенсии была в целом проиндексирована за год на 14,5% (вместо предусмотренного бюджетом Фонда увеличения на 11,3%): с 1 февраля на 6% и с 1 августа на 8%.

Расходы Фонда на выплату пенсий и пособий, финансируемых из федерального бюджета, превысили утвержденные показатели на 2,29 млрд. рублей, что связано, в основном, с увеличением затрат по выплате социальных пенсий в связи с ростом числа лиц, имеющих право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию, и ростом численности получателей дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Компенсация из федерального бюджета произведенных Фондом расходов предусмотрена проектом федерального бюджета и бюджета Фонда на 2005 год.

Кроме того, задолженность Минтруда России перед Фондом в части выплат досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, на 01.01.2004 составила 19,9 млн. рублей, в связи с тем что необходимые средства поступали не в полном объеме.

Комитет считает необходимым отметить, что комплексная ревизия исполнения доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год, проведенная Счетной палатой Российской Федерации, не выявила существенных нарушений в работе Фонда.

С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект Федерального закона Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год к принятию в первом чтении.

 

Председатель Комитета

Ю.В.ВАСИЛЬЕВ