Письмо Комитета СФ ФС РФ по правовым и судебным вопросам от 20.12.2004 N 3.2-01/1008

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВОВЫМ И СУДЕБНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПИСЬМО

от 20 декабря 2004 г. N 3.2-01/1008

 

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 108159-4 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 73 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(по вопросу направления для отбывания наказания

лиц, осужденных за организованные преступления

и преступления, связанные с терроризмом)

 

Законопроект предлагает внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) в части, касающейся изменения порядка определения места отбывания наказания в виде лишения свободы для лиц, осужденных за организованные преступления и преступления, связанные с терроризмом. Для этого в статью 73 УИК РФ предлагается внести изменения.

В соответствии со статьей 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, в соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ, осужденные могут быть направлены в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы, в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Исключения из вышеуказанного общего правила предусмотрены в части 3 статьи 73 УИК РФ.

В соответствии с указанным положением уголовно-процессуального законодательства осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

Авторы законопроекта предлагают новую редакцию части 3 статьи 73 УИК РФ: Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

Кроме того, в законопроекте предложено дополнить статью 73 УИК РФ частью 4, где предусмотреть направление некоторых категорий осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Данное правило распространяется на следующие категории лиц:

1) осужденных за преступления, предусмотренные в статьях, перечисленных в предлагаемой части 4 статьи 73 УИК РФ;

2) осужденных при особо опасном рецидиве преступлений;

3) осужденных к пожизненному лишению свободы;

4) осужденных к отбыванию наказания в тюрьме;

5) осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Целесообразность принятия подобного изменения не вызывает сомнений, поскольку обеспечение надлежащего исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, осужденных за преступления террористического характера, а равно за преступления, совершенные в составе организованных преступных групп по месту жительства или по месту осуждения, часто затруднено из-за напряженной обстановки или коррупционных проявлений.

Предлагаемое изменение позволит федеральному органу уголовно-исполнительной системы принимать решения о месте отбывания наказания в виде лишения свободы вышеуказанными категориями осужденных с учетом необходимости нейтрализации названных негативных факторов.

Вместе с тем представляется необходимым высказать некоторые замечания по тексту законопроекта:

1) текст законопроекта представляется необходимым увязать не со статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а с частями 3 и 4 статьи 35 УК РФ и законодательством о терроризме (в настоящее время - это Федеральный закон О терроризме), где дано понятие преступлений, связанных с терроризмом. С учетом вышеизложенного данная категория, по нашему мнению, должна быть определена в части 4 статьи 73 УИК РФ следующим образом: 4. Осужденные за преступления, совершенные в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), осужденные за преступления, совершенные в террористических целях, ... далее по предлагаемому в законопроекте тексту;

2) представляется необходимым изменение названия законопроекта, поскольку он не только изменяет, но и дополняет УИК РФ. Следовательно, проект Федерального закона более корректным будет назвать О внесении изменений и дополнений в статью 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

3) из содержания законопроекта следует, что женщины и несовершеннолетние лица, независимо от того, какое преступление ими было совершено, отбывают наказание в виде лишения свободы по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Такое решение вопроса нам представляется непоследовательным. По причинам, указанным выше, место отбывания наказания в виде лишения свободы для лиц, осужденных за преступления, совершенные в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), осужденных за преступления, совершенные в террористических целях, независимо от пола и возраста, должно определяться федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Сделанные выше замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку концепции законопроекта.

Исходя из вышеизложенного концепция данного законопроекта поддерживается.

 

Председатель Комитета

С.В.ВАВИЛОВ