Письмо Комитета по международным делам от 22.12.2004 N 3.16-16/877

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

 

ПИСЬМО

от 22 декабря 2004 г. N 3.16-16/877

 

В соответствии с поручением Совета Государственной Думы (выписка из протокола N 64 от 16 декабря 2004 года, вопрос N 6) Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел внесенный депутатом Государственной Думы В.Н. Плигиным проект Федерального закона N 111764-4 О внесении изменений в Федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и в Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

Указанный законопроект направлен на дальнейшую реализацию принципа взаимности во взаимоотношениях Российской Федерации с иностранными государствами, касающегося условий и правил въезда граждан России в иностранные государства, а иностранных граждан в Россию. По мнению Комитета, законопроект лежит в русле международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоренностей, направленных на облегчение взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан государств - членов Европейского союза (в ноябре 2004 года был принят Федеральный закон N 137-ФЗ О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия, в начале следующего года планируется ратификация аналогичных соглашений с Итальянской Республикой и Французской Республикой).

Вместе с тем Комитет считает целесообразным рекомендовать субъекту права законодательной инициативы при доработке законопроекта ко второму чтению учесть следующие замечания.

1. В законопроекте не предлагается никаких изменений к статье 12 Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (далее - Федеральный закон). Тем не менее, такие изменения необходимы в связи с тем, что Федеральный закон от 31.06.1995 N 119-ФЗ Об основах государственной службы Российской Федерации, на который есть непосредственные ссылки в частях 1, 3 указанной статьи 12, после вступления в действие 31 января 2005 года Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ О государственной гражданской службе утрачивает силу (по новому законодательству отменяется деление категорий государственных должностей на должности А, Б и В).

2. При изменении статьи 8 Федерального закона непосредственно в самой редакции статьи следовало бы учесть положения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.1998 N 2-П По делу о проверке конституционности положений частей 1 и 3 статьи 8 Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию в связи с жалобой гражданина А.В. Аванова.

3. Вызывает сомнение формулировка дополнения частью 7 статьи 25.1 Федерального закона, предусматривающая возможность установления дополнительных случаев аннулирования виз иностранных граждан Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, сами случаи аннулирования (то есть его основания) предпочтительнее устанавливать не постановлением Правительства Российской Федерации, а федеральным законом.

4. Непонятно, в какие части статей 25.2 и 25.3 Федерального закона вносятся изменения пунктами 12 и 13 законопроекта.

5. В предлагаемом дополнении пункта 3 части 2 статьи 25.5 следует учесть положение о том, что взаимность может быть установлена не только национальным законодательством, но и на основе международных договоров.

6. Учитывая, что термин административные правила нигде в российском законодательстве не раскрывается, предлагаем исключить слово административные из дополнения в пункт 1 статьи 26 Федерального закона.

7. В пункте 8 статьи 26 слова заключили брак с гражданином Российской Федерации заменить на слова заключили брак с гражданином (гражданкой) Российской Федерации.

8. В пункте 9 статьи 26 в качестве оснований, при наличии которых лицу может быть не разрешен въезд в Российскую Федерацию, значится наличие у лица инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Такая формулировка требует, на наш взгляд, уточнения. В противном случае усмотренческие полномочия правоприменительных органов могут быть неправомерно расширены.

9. Исходя из проекта Федерального закона (пункт 10 к статье 26) остается неясным, каков должен быть механизм признания действия явно неуважительного характера по отношению к Российской Федерации..., когда характер таких действий должен быть признан непосредственно Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой или Правительством Российской Федерации.

10. С нашей точки зрения, представляется более предпочтительной следующая формулировка предлагаемой законопроектом новой статьи 35.1: Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (включая правила транзитного проезда через ее территорию), несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

К.И.КОСАЧЕВ