Письмо Комитета по международным делам от 14.01.2005 N 3.16-16/17

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

 

ПИСЬМО

от 14 января 2005 г. N 3.16-16/17

 

В связи с решением Совета Государственной Думы от 14.12.04 (выписка из протокола N 63) направляем заключение Комитета по международным делам по проекту федерального конституционного закона N 116471 -4 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

К.И.КОСАЧЕВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА N 116471-4

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ

В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального конституционного закона N 116471-4 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

По мнению авторов, указанный законопроект предполагает упрощенный порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта путем присоединения к Российской Федерации автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего СССР. Вместе с тем действующий Федеральный конституционный закон О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации предусматривает в ст. 4, что в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть. Перечисленные выше автономные образования бывшего СССР в настоящее время являются частью какого-либо иностранного государства, таким образом целиком подпадая под понятие часть иностранного государства, установленное законом.

Принципиально важным моментом рассматриваемого законопроекта является возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта без заключения международного договора с иностранным государством, в составе которого он находится. По мнению членов Комитета, такая позиция авторов законопроекта не согласуется с принципом территориальной целостности государств и принципом нерушимости границ, которые являются одними из важнейших принципов международного права. Следуя данным принципам, государства могут изменить свои границы только по взаимному соглашению.

Позиция Российской Федерации и других государств - участников Содружества Независимых Государств относительно признания существующих государственных границ подтверждена международными договорами, заключенными в рамках СНГ, в частности, Соглашением о создании СНГ, Уставом СНГ, а также Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств. Кроме того, принцип нерушимости границ лег в основу заключения ряда двусторонних договоров Российской Федерации с государствами, являвшимися ранее республиками в составе СССР.

В связи с вышеизложенным Комитет считает принятие данного законопроекта нецелесообразным.

 

Председатель Комитета

К.И.КОСАЧЕВ