ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 января 1998 г.
N Пр-34
На
основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О налоге
на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте, принятый Государственной Думой 18 декабря 1997 года и
одобренный Советом Федерации 24 декабря 1997 года.
В пункте 1 статьи 1
Федерального закона предусматривается существенное изменение налогооблагаемой
базы, установленной ранее Федеральным законом О налоге на покупку
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной
валюте. При этом предусматривается налогообложение только тех операций по
покупке наличной иностранной валюты, которые оплачиваются наличными рублями.
Таким образом, устанавливается фактическое неравенство при осуществлении одних
и тех же операций с использованием наличных и безналичных рублей. Неравенство же наличного и безналичного рубля по своей сути не соответствует
смыслу статьи 75 Конституции Российской Федерации, установившей, что
денежной единицей в Российской Федерации является рубль, и приводит
к юридическому закреплению существования вместо единой денежной единицы
двух денежных единиц, обладающих разной покупательной способностью.
Кроме того,
в результате предлагаемых Федеральным законом изменений, с одной стороны,
юридические лица освобождаются от уплаты налога при покупке наличной
иностранной валюты (если покупка осуществляется за безналичные рубли) и при
получении наличной валюты в погашение депозитов, открытых в рублях, что
сокращает налогооблагаемую базу, а с другой стороны, увеличивается ставка
налога при тех же операциях, осуществляемых в основном физическими лицами. То есть фактически увеличение налога перекладывается на плечи
граждан, при этом крупнейшие продавцы и покупатели наличной валюты -
юридические лица освобождаются от налога при оплате наличной валюты
безналичными рублями.
Пунктом 3
статьи 1 Федерального закона вносится, в частности, изменение в часть вторую
статьи 5 Федерального закона О налоге на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте и
устанавливается ответственность кредитных организаций, производящих операции с
наличной валютой, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации
Об основах налоговой системы в Российской Федерации,
предусматривающей ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
Данное
положение неправомерно, поскольку в статье 5 Федерального закона О налоге
на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте кредитные организации рассматриваются не в качестве
налогоплательщиков, а как организации, на которые возложена обязанность
удержания налога с покупателей наличной иностранной валюты и своевременного
перечисления сумм в соответствующие бюджеты. В данном контексте кредитные организации могут нести ответственность
только за невыполнение действий, предусмотренных статьей 5 указанного
Федерального закона.
Учитывая изложенное, предлагаю отказаться от дальнейшего рассмотрения
Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О
налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН