Письмо Президента РФ от 08.01.1998 N Пр-34

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 января 1998 г. N Пр-34

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, принятый Государственной Думой 18 декабря 1997 года и одобренный Советом Федерации 24 декабря 1997 года.

В пункте 1 статьи 1 Федерального закона предусматривается существенное изменение налогооблагаемой базы, установленной ранее Федеральным законом О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. При этом предусматривается налогообложение только тех операций по покупке наличной иностранной валюты, которые оплачиваются наличными рублями. Таким образом, устанавливается фактическое неравенство при осуществлении одних и тех же операций с использованием наличных и безналичных рублей. Неравенство же наличного и безналичного рубля по своей сути не соответствует смыслу статьи 75 Конституции Российской Федерации, установившей, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, и приводит к юридическому закреплению существования вместо единой денежной единицы двух денежных единиц, обладающих разной покупательной способностью.

Кроме того, в результате предлагаемых Федеральным законом изменений, с одной стороны, юридические лица освобождаются от уплаты налога при покупке наличной иностранной валюты (если покупка осуществляется за безналичные рубли) и при получении наличной валюты в погашение депозитов, открытых в рублях, что сокращает налогооблагаемую базу, а с другой стороны, увеличивается ставка налога при тех же операциях, осуществляемых в основном физическими лицами. То есть фактически увеличение налога перекладывается на плечи граждан, при этом крупнейшие продавцы и покупатели наличной валюты - юридические лица освобождаются от налога при оплате наличной валюты безналичными рублями.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона вносится, в частности, изменение в часть вторую статьи 5 Федерального закона О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте и устанавливается ответственность кредитных организаций, производящих операции с наличной валютой, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, предусматривающей ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

Данное положение неправомерно, поскольку в статье 5 Федерального закона О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте кредитные организации рассматриваются не в качестве налогоплательщиков, а как организации, на которые возложена обязанность удержания налога с покупателей наличной иностранной валюты и своевременного перечисления сумм в соответствующие бюджеты. В данном контексте кредитные организации могут нести ответственность только за невыполнение действий, предусмотренных статьей 5 указанного Федерального закона.

Учитывая изложенное, предлагаю отказаться от дальнейшего рассмотрения Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН