Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 04.02.1998 N 2.2-17/102

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 4 февраля 1998 г. N 2.2-17/102

 

Направляем заключение по проекту Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР, которое было одобрено на заседании Экспертно-консультативного совета по проблемам гражданского законодательства при Председателе Государственной Думы 30 января 1998 года.

 

Начальник Управления

В.Б.ИСАКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР

 

Проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР представляется актуальным, поскольку действующий ЖК РСФСР был принят в 1983 г., ориентирован на политику и социально-экономические принципы функционирования социалистического общества и не учитывает произошедших в нашем государстве перемен.

В связи с этим изменение прежнего жилищного законодательства неизбежно либо путем внесения изменений и дополнений в ЖК РСФСР, либо принятием нового ЖК РФ.

Не вызывают возражений многочисленные изменения редакционно-терминологического характера, вызванные изменением законодательной базы.

Наряду с этим изменения и дополнения проекта затрагивают такие важные вопросы, как основные условия, порядок заключения договоров найма, правовое положение членов семьи нанимателя, изменение и прекращение договоров найма жилого помещения.

По этим положениям законопроекта имеется ряд замечаний.

1) Недостаточно полно сформулирована ст. 1 о праве граждан на жилище. Она ограничена только предоставлением жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, тогда как гражданам могут предоставляться в пользование жилые помещения в домах негосударственного жилого фонда.

Кроме того, указания в проекте на возможность предоставления жилых помещений по договорам аренды являются ошибочными, поскольку эти отношения регулируются нормами ГК РФ, предоставление жилых помещений по договорам аренды возможно только юридическим лицам, с последующим их предоставлением гражданам по договорам найма.

2) Вряд ли можно считать оправданным отсутствие в предлагаемой ст. 3 ЖК прямого указания на Гражданский кодекс РФ как нормативный акт, также регулирующий вопросы жилищного права.

В тексте проекта встречаются в ст. ст. 100.1, 100.2 и др. указания на возможность принятия некоторых нормативных актов муниципальными образованиями, однако это не согласуется с перечнем нормативных актов, данным в ст. 3 проекта. Кроме того, предоставление права муниципальным образованиям решения вопросов в области жилищного законодательства вряд ли можно считать обоснованным, т.к. это связано с обеспечением прав граждан и противоречит ст. 72 Конституции РФ.

3) В ряде случаев новые нормы ухудшают положение граждан по сравнению с действующим законодательством, что можно вряд ли считать правильным.

а) ст. 28.1 устанавливает ограничения по кругу лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма, в частности в зависимости от доходов семьи, не учитывает, что ряд категорий граждан обеспечивается жильем вне зависимости от их материального положения (работники милиции, военнослужащие, судьи).

Указанной статьей установлено также ограничение на право бесплатного получения жилых помещений по договору социального найма только один раз.

Представляется, что положения указанных норм не согласуются со ст. 55 Конституции РФ;

б) п. 2 ст. 89.1 предусматривает возможность заявления требования о признании недействительным договора социального найма в течение трех лет со дня выявления нарушений, указанных в этой статье.

Между тем ст. 48 действующего ЖК РСФСР установлено правило, в соответствии с которым ордер может быть признан недействительным в течение 3-х лет после выдачи, последнее положение представляется более оправданным;

в) статья 97.1, видимо, должна быть озаглавлена как Расторжение договора найма в связи с невнесением платы за жилье.

Представляется также, что положения настоящей статьи не могут распространяться на договор социального найма.

Выселение в указанной статье предлагается без установления вины нанимателя, носит безусловный характер, затрагивая тем самым существенные права граждан.

Такое выселение нанимателя, с предоставлением затем ему жилой площади по нормам общежития, ставит его в положение нуждающегося в улучшении жилищных условий и, тем самым, является лишенным всякого смысла;

г) ст. 100.4 устанавливает как обязательную письменную форму договора найма, несоблюдение которой влечет его недействительность, что вряд ли оправданно. Не содержится в данной статье последствий недействительности договора найма жилого помещения (ч. 2 ст. 100.4).

Такая же формулировка содержится в ч. 5 предлагаемой редакции ст. 51.

Имеется и ряд других замечаний.

4) Не ясно, кто подразумевается под иными лицами в предлагаемых редакциях ст. ст. 53 и 54, что вызывает затруднения в применении этих норм права.

Не понятны их права по договору найма, ответственность.

Существующие же положения Жилищного кодекса РСФСР сформулированы более четко.

5) Проектом Федерального закона предлагается ввести раздел IV Предоставление и пользование жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договорам найма и аренды. Возникает вопрос, можно ли исходя из положений ст. 100.2 предоставлять по договору коммерческого найма жилые помещения в домах муниципального и государственного жилого фонда.

6) Какие последствия истечения срока договора найма, установленного в предлагаемой редакции ст. 100.3 ЖК, и какие правовые гарантии для нанимателей по договору, срок действия которого истек.

С учетом этих и ряда других замечаний представляется, что предлагаемый проект Федерального закона не проработан и не решает тех проблем, которые изложены в пояснительной записке к нему.

В связи с этим от такого проекта следует отказаться и сосредоточить свою работу на проекте Жилищного кодекса РФ.