Письмо Президента РФ от 31.12.1995 N Пр-1917

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 31 декабря 1995 г. N Пр-1917

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании.

При повторном принятии Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании (далее именуется - новая редакция Закона) Государственная Дума Федерального Собрания отклонила ряд принципиальных замечаний Президента Российской Федерации, содержащихся в его письме от 20 октября 1995 г. N Пр-1560.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 новой редакции Закона страховой деятельностью вправе заниматься юридические лица, созданные в форме хозяйственных обществ или государственных унитарных предприятий. Только указанным юридическим лицам может быть выдана лицензия на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Таким образом, пункт 1 статьи 6 новой редакции Закона устанавливает ограничение на занятие страховой деятельностью для юридических лиц, образованных в иных организационно-правовых формах, по сравнению с предусмотренными в указанном пункте.

Разрешение на осуществление страховой деятельности государственным унитарным предприятиям и фактический запрет на осуществление этой деятельности муниципальным унитарным предприятиям противоречит части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Установление ограничений на занятие страховой деятельностью в зависимости от наличия у юридического лица той или иной организационно-правовой формы противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений, закрепленному в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный принцип означает не только равенство участников гражданских правоотношений между собой при заключении той или иной сделки, но и их равенства перед законом.

Пункт 1 статьи 6 новой редакции Закона противоречит также и статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая, предусматривая многообразие организационно-правовых форм юридических лиц, не устанавливает каких-либо ограничений на осуществление этими лицами той или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Учитывая изложенное, считаю необходимым внести в пункт 1 статьи 6 новой редакции Закона соответствующие изменения, устраняющие содержащиеся в указанном пункте противоречия Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

2. Пункт 3 статьи 6 новой редакции Закона по-прежнему устанавливает запрет на осуществление страховщиками одновременно операций по страхованию жизни и имущественного страхования и страхования ответственности.

В качестве обоснования сохранения такого запрета и отклонения предложения Президента Российской Федерации об исключении из текста новой редакции Закона указанной нормы Государственная Дума Федерального Собрания ссылается на необходимость защиты интересов страхователей и мировой опыт в страховании.

Считаю, что приведенные аргументы не могут быть приняты во внимание, поскольку одной из основных гарантий защиты интересов страхователей является наличие финансово-устойчивых страховых компаний.

Норма пункта 3 статьи 6 новой редакции Закона не учитывает современное состояние российского страхового рынка и не только не позволит действующим страховщикам укрепить свое финансовое положение и тем самым усилить гарантии защищенности интересов сотрудничающих с ними страхователей, а напротив, приведет к разделению значительного числа страховщиков и уменьшению в конечном итоге емкости страхового рынка.

Страхование жизни в современных российских условиях может существовать только при возможности его проведения одновременно с другими видами страхования при соблюдении действующих требований о разделе учета страховых операций и наличии действенной системы государственного контроля. В противном случае страхование жизни исчезнет, так и не развившись.

С учетом изложенных замечаний предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 27 новой редакции Закона, устанавливающей требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала страховщиков.

3. Пункт 2 статьи 10 новой редакции Закона предусматривает, что при страховании имущества страховая сумма не может превышать его страховой стоимости на момент заключения договора страхования, которая определяется по согласованию страхователя со страховщиком исходя из рыночной стоимости аналогичного имущества либо экспертной оценки.

Пункт 3 статьи 10 новой редакции Закона устанавливает, что страховое возмещение не может превышать размер реального ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

22 декабря 1995 г. Государственная Дума Федерального Собрания приняла во втором и третьем чтении вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, глава 48 которого регулирует вопросы страхования.

Исходя из примата норм гражданского права, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации, по сравнению с нормами гражданского права, содержащимися в других законах (абзац второй пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), необходимо привести содержание статьи 10 новой редакции Закона в соответствие с нормами статей 945 и 947 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Абзац второй пункта 1 статьи 13 новой редакции Закона устанавливает запрет на принятие в перестрахование рисков по тем видам страхования, на осуществление которых у страховщиков нет соответствующей лицензии.

Данное ограничение противоречит общим принципам осуществления страховой деятельности.

Когда два страховщика заключают между собой договор перестрахования, то возможность реализации такого договора основывается не на наличии у компаний соответствующих лицензий на страхование данного риска, а только на достаточности средств у компании, которая принимает риск в перестрахование. При этом страховщик, принимающий риск в перестрахование, руководствуется не собственными залицензированными правилами страхования, а оригинальными условиями компании, передающей риск в перестрахование, которая и несет всю полноту ответственности по обязательствам перед страхователем. Поэтому для перестрахования какого-либо риска не нужно иметь лицензию на страхование этого риска.

Абзац второй пункта 1 статьи 13 новой редакции Закона противоречит также статье 967 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не устанавливает подобного ограничения.

5. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 28 новой редакции Закона страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

Указанная норма противоречит статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает случаи изъятия у собственника имущества.

Учитывая изложенное, предлагается исключить из пункта 1 статьи 28 новой редакции Закона абзац третий.

6. Статья 4 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании обязывает страховщиков до 1 января 1998 года довести сумму собственных средств и страховых резервов до размера, определенного в пункте 2 статьи 27 новой редакции Закона.

Пункт 2 статьи 27 новой редакции Закона регулирует только минимальный размер оплаченного уставного капитала для вновь создаваемых страховых организаций и не имеет отношения к страховым резервам.

Сохранение статьи 4 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании в предложенной редакции приведет к появлению на российском страховом рынке страховых компаний двух видов.

Для действующих компаний и компаний, обратившихся за получением соответствующей лицензии в федеральный орган по надзору за страховой деятельностью до вступления указанного Федерального закона в силу, минимальный размер оплаченного уставного капитала будет равен 2 миллионам рублей (так называемые старые компании).

Для компаний, обратившихся за получением соответствующей лицензии в федеральный орган по надзору за страховой деятельностью после вступления указанного Федерального закона в силу, минимальный размер оплаченного уставного капитала будет равняться 25 тысячам минимальных размеров оплаты труда (так называемые новые компании).

В целях устранения указанного неравенства предлагается в статье 4 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании предусмотреть, что старые компании должны до 1 января 1998 г. увеличить размер оплаченного уставного капитала до размера, установленного для новых компаний. В указанной статье слово Росстрахнадзор предлагается заменить словами федеральный орган по надзору за страховой деятельностью.

7. В абзаце втором пункта 4 статьи 6 новой редакции Закона слова Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью предлагается заменить словами федерального органа по надзору за страховой деятельностью.

В статье 3 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании слова утрачивает силу предлагается заменить словами признать не действующим, что будет полностью соответствовать нормам юридической техники.

В статье 6 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О страховании слова до принятия федерального закона о порядке регистрации юридических лиц предлагается заменить словами до вступления в силу федерального закона о порядке регистрации юридических лиц.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН