Письмо МИД РФ от 23.02.1998

 

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 февраля 1998 года

 

Анализ Соглашения об учреждении Северного инвестиционного банка и его Статута позволяют сделать вывод о том, что Банк не является субъектом международного права. В ст. ст. 1 и 5 Соглашения указывается, что он является юридическим лицом, в том числе и на территории государств-учредителей. Это подтверждается в письме главы договорного отдела Банка от 31 января 1996 г. Его статус как юридического лица и независимой финансовой организации не равнозначен статусу субъекта международного права, хотя Банк и был создан межгосударственным соглашением. Его цели и задачи ограничены сферой обычной банковской деятельности (см. ст. 1 Соглашения). Ничто не препятствует государствам создавать совместные учреждения, занимающиеся частно-правовыми вопросами. Как юридические лица они могут заключать договоры частно-правового характера с правительствами, а также с государственными и частными предприятиями. Если такого рода договоры заключаются с правительствами, они не приобретают публично-правового характера. Между прочим, в связи с этим можно вспомнить практику заключения договоров между государствами и транснациональными корпорациями (т.н. диагональные договоры). Эти договоры, как и упомянутые выше, носят частно-правовой характер.

Учитывая сказанное, странным выглядит положение о возможности ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком, содержащееся в разд. 5.01 ст. V. Ратификации могут подлежать в любом случае только договоры публично-правового характера. Соглашение может быть лишь утверждено (одобрено) Правительством России. Банк вообще не может какой-либо договор ратифицировать. Соглашение об учреждении Банка и его Статут не позволяют сказать что-либо определенное и о порядке утверждения Банком заключаемых им договоров. Возможно, их утверждение относится к компетенции Правления. Во всяком случае, намек на это при желании можно усмотреть в ст. 6А Статута. Впрочем, не исключено, что существуют какие-либо дополнительные документы, вносящие ясность в данный вопрос.

 

Член Экспертно-консультативного

Совета по международному праву

при Председателе Государственной Думы

С.В.ЧЕРНИЧЕНКО