МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 1998
года
Анализ Соглашения
об учреждении Северного инвестиционного банка и его Статута позволяют сделать
вывод о том, что Банк не является субъектом международного права. В ст. ст. 1 и
5 Соглашения указывается, что он является юридическим лицом, в том числе и на
территории государств-учредителей. Это подтверждается в письме главы
договорного отдела Банка от 31 января 1996 г. Его статус как юридического лица
и независимой финансовой организации не равнозначен статусу субъекта
международного права, хотя Банк и был создан межгосударственным соглашением.
Его цели и задачи ограничены сферой обычной банковской деятельности (см. ст. 1
Соглашения). Ничто не препятствует государствам создавать совместные
учреждения, занимающиеся частно-правовыми вопросами. Как юридические лица они могут
заключать договоры частно-правового характера с правительствами, а также с
государственными и частными предприятиями. Если такого рода договоры
заключаются с правительствами, они не приобретают публично-правового характера.
Между прочим, в связи с этим можно вспомнить практику заключения договоров
между государствами и транснациональными корпорациями (т.н. диагональные
договоры). Эти договоры, как и упомянутые выше, носят частно-правовой характер.
Учитывая сказанное,
странным выглядит положение о возможности ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком,
содержащееся в разд. 5.01 ст. V. Ратификации могут подлежать в любом случае
только договоры публично-правового характера. Соглашение может быть лишь
утверждено (одобрено) Правительством России. Банк вообще не может какой-либо
договор ратифицировать. Соглашение об учреждении Банка и его Статут не
позволяют сказать что-либо определенное и о порядке утверждения Банком
заключаемых им договоров. Возможно, их утверждение относится к компетенции
Правления. Во всяком случае, намек на это при желании можно усмотреть в ст. 6А
Статута. Впрочем, не исключено, что существуют какие-либо дополнительные
документы, вносящие ясность в данный вопрос.
Член Экспертно-консультативного
Совета по
международному праву
при Председателе
Государственной Думы
С.В.ЧЕРНИЧЕНКО