ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 1998 г.
N Пр-320
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон
О гидрометеорологической службе, принятый Государственной Думой 21
января 1998 г. и одобренный Советом Федерации 18 февраля 1998 г.
Федеральный закон
О гидрометеорологической службе (далее именуется Закон),
провозглашая необходимость урегулирования отношений в области гидрометеорологии
и смежных с ней областях, в значительной части посвящен определению сферы
деятельности и полномочий соответствующего федерального органа исполнительной
власти. Вместе с тем в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской
Федерации данные вопросы призваны решать Президент Российской Федерации и
Правительство Российской Федерации. Кроме того, ряд положений Закона
противоречит другим федеральным законам.
Так, в статье 2
Закона установлено, что правовое регулирование деятельности
гидрометеорологической службы осуществляется настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Из этой
формулировки следует, что за рамками правового регулирования остались нормы,
установленные Конституцией Российской Федерации, в частности, норма пункта
р статьи 71, относящая метеорологическую службу к предметам ведения
Российской Федерации.
В статье 5 Закона
определяется сфера деятельности федерального органа исполнительной власти,
иначе говоря его функции, что в соответствии с
Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской
Федерации отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации, и,
следовательно, не может быть предметом Закона. Кроме того, термин
государственное управление, используемый в этой статье, а также в
названии главы II и статьи 6 Закона, не соответствует терминологии,
используемой в Конституции Российской Федерации.
В статьях 6 и 7
Закона определены полномочия Правительства Российской Федерации в области
гидрометеорологии и смежных с ней областях. Однако эти вопросы урегулированы
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом О
Правительстве Российской Федерации и, следовательно, не могут быть
предметом данного Закона.
В статье 8 Закона
закреплено, что специально уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях создает
подведомственные ему территориальные органы, другие организации. В соответствии
с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации органы исполнительной
власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные
органы и назначать соответствующих должностных лиц. Подобное замечание
относится также и к части 3 статьи 21 Закона, в которой также употребляется
термин подведомственные применительно к юридическим лицам. Однако в
гражданском законодательстве Российской Федерации термин
подведомственные не используется.
Статья 9 Закона
предусматривает финансирование не только деятельности гидрометеорологической
службы, но и работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Однако комплекс этих вопросов, не имеющих прямого отношения к
гидрометеорологической службе, должен решаться в других нормативных правовых
актах, например, в положении о соответствующем федеральном органе
исполнительной власти. Кроме того, не совсем понятна методика определения
источников финансирования. Если речь идет о выполнении работ федерального
значения, то источником финансирования являются средства федерального бюджета и
иные источники, а если работы осуществляются по заказам субъектов Российской
Федерации, то используются средства этих субъектов. Кроме того, из формулировки
части 1 этой статьи вытекает, что деятельность федеральных органов
исполнительной власти предполагается финансировать не только за счет средств
федерального бюджета, но и за счет иных источников, что не согласуется с
Федеральным законом Об основах государственной службы Российской
Федерации.
Положения статьи 10
Закона, касающиеся имущества специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях,
урегулированы гражданским законодательством Российской Федерации.
В статье 14 Закона
закреплено, что деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению
Вооруженных Сил Российской Федерации информационной продукцией осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми
актами. Полагаем, что правовое регулирование информационных процессов не может
осуществляться без использования базового в этой области законодательства,
такого, например, как Федеральный закон Об информации, информатизации и
защите информации.
Содержание статьи
16 Закона не согласуется с ее названием. В названии говорится
о порядке использования информации о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнении и информационной продукции, а в содержании - о том, что информация
о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная
продукция являются открытыми и общедоступными, и что информация общего
назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области
гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В статье 17 Закона
урегулированы вопросы, касающиеся Российского государственного фонда данных о
состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Однако эти вопросы, в
частности о создании фондов, в соответствии со статьями 110 и 112 Конституции
Российской Федерации отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации
и решаются им самостоятельно.
Некоторые положения
статей 18 и 19 Закона не согласуются с Федеральным законом Российской Федерации
Об информации, информатизации и защите информации.
Так, в части 1
статьи 18 Закона указано, что все юридические и физические лица обязаны
предоставлять информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении
в специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с
ней областях в порядке, установленном указанным органом. Однако в статье 8
Федерального закона Об информации, информатизации и защите
информации сказано, что перечни предоставляемой в обязательном порядке
документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за
сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство
Российской Федерации.
Статья 19
Закона в части, относящейся к предоставлению информации бесплатно или за плату,
не согласуется со статьей 13 Федерального закона Об информации,
информатизации и защите информации, в соответствии с которой перечень
информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных
информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере
расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН