Письмо Комитета по вопросам геополитики от 05.03.1998 N 3.24/194

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ ГЕОПОЛИТИКИ

 

ПИСЬМО

от 5 марта 1998 г. N 3.24/194

 

Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики, рассмотрев проект Федерального закона О ратификации Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, имеет к нему следующие замечания и предложения.

В тексте Соглашения имеются внутренние противоречия. Так, например, в пункте 1 статьи 3 установлено, что под действие настоящего Соглашения подпадают лишь воинские формирования Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и авиации ПВО, расположенные в 100-километровой полосе от государственной границы. Вместе с тем в пункте 3 этой же статьи 3 речь уже идет об установлении предельного уровня численности личного состава, количестве вооружений и военной техники Пограничных войск. Согласно Федеральному закону Об обороне Пограничные войска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и поэтому не могут быть объектом данного Соглашения.

В пункте 4 статьи 3 декларируется отказ от размещения боевых речных кораблей в географических пределах применения Соглашения. Данное обязательство ведет фактически к уничтожению Амурской пограничной речной флотилии.

Вызывает недоумение содержание статьи 8 Соглашения. Поскольку в нем речь идет о сокращении Вооруженных Сил в приграничной зоне, то целесообразно рассматривать воинские формирования в целом с учетом их организационно-штатной структуры, которая определяет численность личного состава, количество вооружения и военной техники. Следовательно, пути сокращения личного состава, вооружений и военной техники должны быть одинаковыми, а именно: расформирование воинских формирований; уменьшение их штатной численности; вывод их за географические пределы применения Соглашения. Согласно Протокола о порядке сокращения основным путем сокращения вооружений и военной техники является их уничтожение (пункты 1, 2, 3 и 4 раздела 5), с чем мы согласиться не можем.

По заключению МИД РФ, выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Соглашения после его вступления в силу, не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. Такое утверждение представляется неправомерным по следующим обстоятельствам. Порядок проведения контроля и проверок предусматривает создание инспекционных групп общей численностью до 100 человек, которых необходимо обеспечивать питанием, жильем, транспортом, рабочим помещением и при необходимости медицинской помощью. Это означает, что инспектируемая Сторона несет довольно существенные расходы по обеспечению пребывания инспекторов инспектирующей Стороны на своей территории. Кроме того, порядок сокращения вооружений и военной техники предусматривает предоставление инспектирующей Стороне фотоснимков размером 13 х 18 см по каждому их типу. При этом каждый тип вооружения или военной техники должен быть снят с трех направлений: спереди, сбоку, сверху.

Процедура сокращения вооружений и военной техники путем уничтожения предполагает их разделение на части, использования в качестве мишеней и наземных целей, в результате аварии (?) и путем подрыва. По всей вероятности, эти операции будут осуществлять некие мифические добровольцы на общественных началах.

В тексте Соглашения совершенно отсутствуют нормы, регламентирующие порядок социальной защиты военнослужащих реформируемых соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, рассматриваемый проект Федерального закона на обсуждение Государственной Думы рекомендуем не выносить.

 

Председатель Комитета

А.В.МИТРОФАНОВ