ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ ГЕОПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 5 марта 1998 г.
N 3.24/194
Комитет
Государственной Думы по вопросам геополитики, рассмотрев проект Федерального
закона О ратификации Соглашения между Российской Федерацией, Республикой
Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной
Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, имеет
к нему следующие замечания и предложения.
В тексте Соглашения
имеются внутренние противоречия. Так, например, в пункте 1 статьи 3
установлено, что под действие настоящего Соглашения подпадают лишь воинские
формирования Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и авиации ПВО,
расположенные в 100-километровой полосе от государственной границы. Вместе с
тем в пункте 3 этой же статьи 3 речь уже идет об установлении предельного
уровня численности личного состава, количестве вооружений и военной техники
Пограничных войск. Согласно Федеральному закону Об обороне
Пограничные войска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и
поэтому не могут быть объектом данного Соглашения.
В пункте 4 статьи 3
декларируется отказ от размещения боевых речных кораблей в географических
пределах применения Соглашения. Данное обязательство ведет фактически к
уничтожению Амурской пограничной речной флотилии.
Вызывает недоумение
содержание статьи 8 Соглашения. Поскольку в нем речь идет о сокращении
Вооруженных Сил в приграничной зоне, то целесообразно рассматривать воинские
формирования в целом с учетом их организационно-штатной структуры, которая
определяет численность личного состава, количество вооружения и военной техники.
Следовательно, пути сокращения личного состава, вооружений и военной техники
должны быть одинаковыми, а именно: расформирование воинских формирований;
уменьшение их штатной численности; вывод их за географические пределы
применения Соглашения. Согласно Протокола о порядке сокращения
основным путем сокращения вооружений и военной техники является их уничтожение
(пункты 1, 2, 3 и 4 раздела 5), с чем мы согласиться не можем.
По заключению МИД
РФ, выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Соглашения после его
вступления в силу, не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов из
федерального бюджета. Такое утверждение представляется неправомерным по
следующим обстоятельствам. Порядок проведения контроля и проверок
предусматривает создание инспекционных групп общей численностью до 100 человек,
которых необходимо обеспечивать питанием, жильем, транспортом, рабочим
помещением и при необходимости медицинской помощью. Это означает, что
инспектируемая Сторона несет довольно существенные расходы по обеспечению
пребывания инспекторов инспектирующей Стороны на своей территории. Кроме того,
порядок сокращения вооружений и военной техники предусматривает предоставление
инспектирующей Стороне фотоснимков размером 13 х 18 см по каждому их типу. При
этом каждый тип вооружения или военной техники должен быть снят с трех
направлений: спереди, сбоку, сверху.
Процедура
сокращения вооружений и военной техники путем уничтожения предполагает их
разделение на части, использования в качестве мишеней и наземных целей, в
результате аварии (?) и путем подрыва. По всей вероятности, эти операции будут
осуществлять некие мифические добровольцы на общественных началах.
В тексте Соглашения
совершенно отсутствуют нормы, регламентирующие порядок социальной защиты
военнослужащих реформируемых соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил
Российской Федерации.
С учетом
вышеизложенного, рассматриваемый проект Федерального закона на обсуждение
Государственной Думы рекомендуем не выносить.
Председатель
Комитета
А.В.МИТРОФАНОВ