ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 1996
г. N С5-7/ОЗ-38
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства, подписанный Президентом Российской Федерации
29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ и опубликованный в Российской газете 11
января 1996 г. N 5.
1. Федеральный
закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства -
юридических лиц (далее - организации), а также физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее -
индивидуальные предприниматели).
2. Федеральный
закон предоставляет субъектам малого предпринимательства право выбора на
добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности, включая
переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе (п. 1 ст. 1).
3. Согласно
Федеральному закону применение упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных
законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных
налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам
хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. В этом случае для
них сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных
пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов,
отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 1).
Применение
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными
предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного
законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный
от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента
на занятие данной деятельностью (п. 3 ст. 1).
4. Субъектами
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности являются индивидуальные
предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек,
включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового
характера и работающих в филиалах и подразделениях этих организаций.
При этом
субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном Федеральным
законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла
подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета
и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не
превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда,
установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления (п. 3 ст. 2).
Под
действие упрощенной системы не подпадают организации, занятые производством
подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных
структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные
организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники
рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и
хозяйствующие субъекты других категорий с особым порядком ведения
бухгалтерского учета и отчетности (п. 2 ст. 2).
5. В соответствии с
Федеральным законом объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход
или валовая выручка, полученные за отчетный период (п. 1 ст. 3).
6. Федеральный
закон устанавливает ставки единого налога для субъектов малого
предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности (ст. 4).
7. В статье 5
Федерального закона определяется порядок применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности.
В частности,
установлено, что официальным документом, удостоверяющим право применения
субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета
и отчетности, является патент, выдаваемый налоговыми органами сроком на один
год, и его форма единая на всей территории Российской Федерации.
При выдаче патента
заполняется также его дубликат, который хранится в налоговом органе.
При утрате патента
он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в статье 5
условий и наложением штрафа на организацию или индивидуального предпринимателя.
Размер штрафа устанавливается органом государственной власти субъекта
Российской Федерации (п. 6 ст. 5).
Устанавливаются
также порядок представления организациями в налоговый орган расчета подлежащего
уплате единого налога и других документов, порядок отказа от применения
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратного перехода
(возврата) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности (п. п.
7 и 8 ст. 5).
8. Федеральный
закон устанавливает ответственность субъектов малого предпринимательства,
применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в
соответствии с Законом Российской Федерации Об основах налоговой системы
в Российской Федерации и другими законодательными актами Российской
Федерации (ст. 6).
Данная информация
направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих
категорий.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ