ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1996 г. N
С5-7/ОЗ-388
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации сообщает в порядке информации, что со дня официального
опубликования в Российской газете от 04.06.96 N 104 вступил в силу
Федеральный закон О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в
Российской Федерации от 26.05.96 N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон).
1. Федеральный
закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской
Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в
Российской Федерации (статья 1).
2. В статье 3
Федерального закона дан перечень основных понятий, используемых в целях
Федерального закона.
В частности, дается
определение понятия музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного
собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных
предметов и музейных коллекций.
3. Статьей 4
Федерального закона предусмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования
в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации.
Установлено, что от
имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и
обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и
музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации,
осуществляет орган исполнительной власти, на который Правительством Российской
Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.
Что касается
субъектов Российской Федерации, то такие полномочия осуществляют уполномоченные
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые
возложено государственное регулирование в области культуры.
4. Статьей 10
Федерального закона предусмотрено ведение Государственного каталога Музейного
фонда Российской Федерации. Данный каталог является учетным документом,
содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной
коллекции Музейного фонда Российской Федерации.
Кроме того,
в названной статье установлено, что передача прав собственности и другие
действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение
государственных прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных
коллекций Музейного фонда Российской Федерации, производятся только после
регистрации сделки в Государственном каталоге.
5. Особенности
гражданского оборота музейных предметов и коллекций, включенных в состав
Музейного фонда Российской Федерации, определены в статье 12 Федерального
закона. Предусмотрено, что вышеуказанные предметы могут отчуждаться или
переходить от одного лица к другому лицу в порядке универсального
правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению
уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
6. Федеральным
законом установлено, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в
состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются
государственной собственностью (часть первая статьи 14).
7. В соответствии с
частью первой статьи 15 Федерального закона музейные предметы и музейные
коллекции государственной части Музейного фонда Российской Федерации не
подлежат отчуждению, кроме случаев утраты, разрушения или обмена их на другие
музейные предметы и музейные коллекции.
8. Федеральный
закон регулирует вопросы управления музейными предметами и музейными
коллекциями государственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья
16) и государственного контроля за ее состоянием
(статья 17).
9. Положения статьи
25 Федерального закона касаются совершения сделок с музейными предметами и
музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного
фонда Российской Федерации.
10. Глава V
Федерального закона посвящена вопросам создания музеев (статьи 26 - 30)
реорганизации музеев (статья 31), ликвидации музеев (статья 32), лицензирования
деятельности музеев (статья 34) и др.
11. При определении подведомственности споров, возникающих из
отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить
из пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации,
согласно которому защита нарушенных или оспоренных гражданских прав
осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным
законодательством.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ