ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 1997 г. N
С5-7/ОУ-805
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 1997 г. N
ВК-6-08/835
ПИСЬМО
О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
ПРОВЕРОК УПЛАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
Одной из
основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия
является закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения
властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует
независимо от законодательной и исполнительной властей.
Законом О
статусе судей в Российской Федерации установлено, что судья не обязан
давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его
производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления,
иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Вместе с тем на
налоговые органы возложен контроль за правильностью и
своевременностью взимания в бюджет налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи
19 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской
Федерации государственная пошлина, которой оплачиваются подаваемые в
арбитражные суды исковые заявления и жалобы, отнесена к федеральным налогам.
Государственные налоговые инспекции имеют реальные полномочия регулировать
отношения в сфере уплаты госпошлины.
Свои функциональные
обязанности региональные налоговые инспекции реализуют путем проведения
проверок. В арбитражных судах они проверяют правильность исчисления размера
государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях
предупреждения ошибок по указанным вопросам.
Проверки,
проводимые налоговыми органами, не должны затрагивать существа принимаемых
арбитражными судами решений, а следовательно, и не
должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность.
В связи с
недостаточной правовой регламентацией подобных проверок и различным толкованием
действующего законодательства арбитражным судам и региональным налоговым инспекциям
необходимо при организации этой работы учитывать следующие рекомендации.
1. В соответствии с
федеральными законами в системе арбитражных судов в Российской Федерации судами
первой инстанции являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
В связи с
изложенным проверки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные
суды осуществляют только государственные налоговые инспекции республик в
составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям,
областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт - Петербургу.
Проверки проводятся
не реже одного раза в 2 года.
2. Руководитель
соответствующей налоговой инспекции заблаговременно письменно согласовывает с
председателем арбитражного суда предполагаемые сроки проверки и состав
комиссии. Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца.
3. Изучение необходимых
документов не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами
правосудия.
Председателям
арбитражных судов следует оказывать содействие государственным налоговым
инспекциям в исполнении возложенных на них обязанностей, в частности,
представлять необходимые материалы, выделять в помощь работников аппарата суда,
обеспечивать соответствующим помещением.
4. По результатам
проверок соблюдения налогового законодательства должностными лицами налоговых
органов, принимавшими участие в их проведении, составляется акт. В случае, если в результате проверки не выявлено нарушений
налогового законодательства, факт проведения проверки оформляется справкой.
Акт (справка)
проверки соблюдения налогового законодательства должен быть подписан всеми
участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа.
В случае несогласия
с фактами, изложенными в акте (справке), руководитель арбитражного суда может
записать свои возражения.
Пояснения
руководителя арбитражного суда по акту (справке) проверки могут быть оформлены
как в виде записи на последней странице акта (справки), производимой
непосредственно после его подписания, так и в виде письма, направленного в
налоговый орган. Указанное письмо должно быть приложено к акту (справке)
проверки.
В течение месяца
председатель арбитражного суда организует оперативное совещание судей и
работников аппарата суда, на котором проводившие проверку работники налоговой
инспекции докладывают ее результаты.
Арбитражному суду
целесообразно совместно с налоговой инспекцией принять меры, направленные на
обеспечение правильного исчисления и своевременного поступления в федеральный
бюджет государственной пошлины, предупреждение в дальнейшем подобных ошибок.
5. Руководителям
налоговых органов необходимо установить действенный контроль
за исполнением выдаваемых арбитражными судами исполнительных листов на
взыскание в доход федерального бюджета сумм государственной пошлины.
Налоговые органы
периодически сообщают арбитражным судам о ходе взысканий по исполнительным
листам, переданным им на исполнение.
Председателям судов
установить взаимодействие с налоговыми органами по этим вопросам.
6. В целях
повышения достоверности статистических данных, касающихся государственной
пошлины, арбитражным судам и государственным налоговым инспекциям необходимо
дважды в год обмениваться информацией по начисленным и реально поступившим в
бюджет суммам государственной пошлины.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ
Заместитель
Руководителя
Государственной
налоговой
службы Российской
Федерации
В.Г.КОРАБЛЕВ