ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 1998
г. N 5.1-2444
Направляю
предложения и замечания по концепции проекта Федерального закона Об
инкассации наличных денежных средств, принятого Советом Государственной
Думы к рассмотрению 17 сентября 1998 года.
Заместитель
Начальника
Управления
Б.В.МИРОШИН
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОБ ИНКАССАЦИИ НАЛИЧНЫХ
ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ
Автором названного
законопроекта предпринята попытка регулирования правоотношений, связанных со
сбором на предприятиях, учреждениях и организациях наличных денежных средств -
инкассацией. Вместе с тем в законопроекте затрагиваются и вопросы организации наличного
денежного обращения, не относящиеся к указанному предмету правового
регулирования (статья 1, часть первая статьи 2).
Согласно статье 140
Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации
платежи осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Гражданский
кодекс Российской Федерации устанавливает различный порядок расчетов с участием
граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской
деятельностью граждан, а также порядок расчетов между юридическими лицами
(статья 861).
Расчеты не в связи
с предпринимательской деятельностью граждан разрешаются как наличными деньгами
без ограничения суммы, так и в безналичном порядке. Ограничение этого права не
допускается, поскольку норма не содержит указаний о возможности установления
иного правила в каком-либо другом законе или ином нормативном акте (пункт 1
статьи 861 ГК РФ).
Расчеты
юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением
последними предпринимательской деятельности, производятся в безналичном
порядке, однако Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит какого-либо
запрета расчетов наличными деньгами, определяя лишь возможность
законодательного установления таких ограничений (пункт 2 статьи 861 ГК РФ).
В настоящее время
юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, суммы
которых не превышают размеров, установленных письмом Центрального банка
Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 525. Каких-либо ограничений на
осуществление наличных расчетов с участием граждан-предпринимателей действующим
законодательством не предусмотрено.
Таким образом,
положения рассматриваемого законопроекта (статья 1, часть первая статьи 2),
обязывающие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, сдавать и хранить свободные наличные денежные
средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях,
противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, в также статье 55
Конституции Российской Федерации.
Кроме того, следует
отметить, что в соответствии с Федеральным законом О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России) организация наличного обращения
монопольно осуществляется Центральным банком Российской Федерации, который в
этих целях устанавливает, в том числе, и правила хранения, перевозки и
инкассации наличных денежных средств (статьи 4 и 34).
Представленный законопроект по сути дублирует действующие нормы Положения о
правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской
Федерации от 5 января 1998 года N 14-П, утвержденного Советом директоров
Центрального банка Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 47.
Что
касается предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации права установления размеров тарифов на услуги инкассации наличных
денег (статья 4 законопроекта), то в соответствии со статьей 28 Федерального
конституционного закона О Правительстве Российской Федерации
решения по вопросам установления номенклатуры товаров, в отношении которых
применяется государственное регулирование цен, принимаются исключительно на
заседаниях Правительства Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, полагаем нецелесообразным принятие предложенного законопроекта.
Начальник отдела
финансового законодательства
Л.В.ТЕРНОВА