ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 1998
г. N 5583п-П3
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О
конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и
достоинства и обеспечении этого права государством и обществом, внесенный
депутатом Государственной Думы Кобзоном И.Д. По существу законопроекта
Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.МАТВИЕНКО
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ
Право на защиту
достоинства личности, чести и доброго имени является одним из основных
конституционных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской
Федерации (статьи 21, 23). В связи с этим вопрос о разработке правового
механизма обеспечения реализации этого права представляется заслуживающим
внимания.
Вместе с тем,
существует ряд обстоятельств, которые позволяют признать рассматриваемый
законопроект не отвечающим целям решения названного вопроса. Проект в
значительной степени воспроизводит нормы Конституции Российской Федерации
(например, статья 10, часть первая статьи 11, глава III проекта) и иных
Федеральных законов: Гражданского кодекса Российской Федерации (ряд положений
главы IV), Уголовного кодекса Российской Федерации (глава VII), Федерального
закона Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
(статья 37 проекта), Закона Российской Федерации О средствах массовой
информации (статья 19 проекта). Кроме того, большая часть положений
проекта носит декларативный характер, не содержит правовых норм (например,
статьи 2 - 4, 11, положения главы II, ряд положений главы VIII проекта).
Проектом вводятся понятия и определения, не наполненные юридическим смыслом, в связи с чем возникает сомнение в возможности их
практического применения (например, утверждение чести и достоинства
гражданина - статья 1 проекта).
Сообщаем также
замечания по тексту проекта.
1. Вызывает
сомнение определение содержания понятия честь гражданина через
неразрывную связь гражданина и государства (статья 1 проекта). По
нашему мнению, связь гражданина и государства означает наличие конкретных
взаимных прав и обязанностей (как, например, гражданство).
2. Требует уточнения положение статьи 9 проекта об особом
порядке защиты чести и достоинства различных субъектов права с учетом
статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств.
3. В статье 12
проекта перечислены обстоятельства, отягчающие ответственность лиц, виновных в
посягательствах на честь и достоинство гражданина. Между тем Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР) (статья 35) и Уголовным
кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) (статья 63) предусмотрены перечни
отягчающих ответственность обстоятельств по административным и уголовным делам,
которые являются исчерпывающими.
4. Глава V проекта
посвящена административной ответственности за посягательство на честь и
достоинство гражданина, однако КоАП РСФСР административная ответственность за
подобные правонарушения не предусмотрена. Вызывает сомнение необходимость
установления такой ответственности, учитывая, что гражданским и уголовным
законодательством защита чести и достоинства урегулирована в достаточной
степени.
5. Глава VI проекта
посвящена дисциплинарно-правовой защите от посягательств на честь и
достоинство. Полагаем необходимым иметь в виду, в трудовом законодательстве
такое понятие отсутствует. Речь может идти о дисциплинарной ответственности,
существо и принципы которой изложены в статьях 127 - 138 Кодекса законов о
труде Российской Федерации (далее - КЗоТ РФ). Согласно положениям главы 9 КЗоТ
РФ, администрация организаций вправе привлекать к дисциплинарной
ответственности работников, нарушивших трудовую дисциплину. Положения статьи 17
проекта предусматривают право комиссий по этике трудовых отношений и
товарищеских судов выносить обязательные для работодателя решения о наказании в
порядке дисциплинарной ответственности лиц, виновных в обращении, унижающем
человеческое достоинство. Также из статьи 31 проекта следует, что на любое
лицо, виновное в посягательстве на честь и достоинство, может быть наложено
дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Данные положения не
соответствуют вышеназванным принципам наложения дисциплинарных взысканий. Кроме
того, формы дисциплинарно-правовой защиты, изложенные в статье 31
проекта (публичное извинение, вывешивание решений суда и т.п.), не относятся к
мерам дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым
законодательством.
6. Глава VII
проекта регламентирует уголовно-правовую защиту чести и достоинства гражданина.
Однако, несмотря на то, что диффамация не предусматривается УК РФ в качестве
самостоятельного состава преступления, наиболее опасные ее виды включены в
такие составы преступлений как вымогательство, доведение до самоубийства,
нарушение неприкосновенности частной жизни и т.п. Следует также подчеркнуть,
что ряд статей УК РФ предусматривает ответственность за преступления,
непосредственно связанные с нарушением чести и достоинства (статьи 130, 297,
298, 319).
Кроме того, по
тексту имеются замечания технико-юридического и редакционного характера.
Учитывая вышеизложенное,
Правительство Российской Федерации считает, что нет необходимости в принятии
специального Закона О конституционном праве граждан Российской Федерации
на защиту чести и достоинства и обеспечении этого права государством и
обществом. Если есть необходимость в совершенствовании законодательства в
части, касающейся этих вопросов, то их целесообразно решать посредством
внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской
Федерации.