ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1996
г. N Пр-1743
В связи с
поступившим после первого чтения проектом федерального закона О
гарантировании вкладов граждан в банках направляю заключение на данный
законопроект.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГАРАНТИРОВАНИИ
ВКЛАДОВ ГРАЖДАН В
БАНКАХ
Представленный
проект федерального закона О гарантировании вкладов граждан в
банках (далее именуется проект) нуждается в доработке по следующим
основаниям.
Необходимо
отметить, что принятие данного федерального закона потребует внесения изменений
в Федеральные законы О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России), О банках и банковской деятельности и в ряд других
законов.
Необходимо
также отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции Российской
Федерации законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их
уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за
счет федерального бюджета (ст. ст. 11 и 22 проекта), могут быть внесены только
при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Статья 16
проекта, в которой установлено, что сделки, связанные с осуществлением банком
операций по привлечению денежных средств граждан во вклады и заключенные без
постановки на учет в Корпорации, являются ничтожными, противоречит ст. 13
Федерального закона О банках и банковской деятельности, где
определено, что основанием для совершения банковских операций является лицензия
Банка России.
В главе
Порядок и условия выплаты гражданам возмещения по вкладам проекта
предлагается переработать ст. ст. 18 - 20, с учетом того, что право требования
может перейти к другому лицу на основании закона (ст. 382 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
Норма ст. 22
проекта о том, что Корпорация, являясь юридическим лицом, не подлежит
государственной регистрации, также вступает в противоречие с действующим
законодательством, так как в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса
Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации.
Норма ст. 22
проекта об освобождении от уплаты государственных пошлин, налогов и сборов
потребует внесения дополнений в налоговое законодательство, поскольку в
соответствии с Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР не допускается внесения изменений в налоговую
систему и предоставления налоговых льгот, не предусмотренных налоговым
законодательством.
Положение
ст. 22 проекта о том, что денежные средства Корпорации хранятся на счете,
открытом в Банке России, не согласуется со ст. 48 Федерального закона О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России), где установлено,
что Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими
лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, кроме
осуществления банковских операций по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных
фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России.
Норма ст.
27 проекта о том, что операции по счету Корпорации в Банке России
осуществляются без взимания компенсационного вознаграждения, вступает в
противоречие со ст. 23 Федерального закона О банках и банковской
деятельности, где определено, что Банк России без взимания
компенсационного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и
государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской
Федерации и местными бюджетами, а также операции
по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами
Российской Федерации.
В ст. 31 проекта
необходимо указать, на какой срок избираются члены Наблюдательного совета.
Предлагается
доработать проект, устранив его недостатки, указанные в заключении.