ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 марта 1999 г.
N 1063п-П13
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об организации
страхового дела в Российской Федерации, принятый Государственной Думой в
первом чтении 13 января 1999 г.
В указанный проект
предлагается внести ряд поправок.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
Ю.МАСЛЮКОВ
ПОПРАВКИ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Целесообразно
предложенное дополнение абзацами шестым и седьмым ст. 4 Закона Российской
Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации
перенести в ст. 6 Закона, так как в редакции дополнения регулируются не объекты
страхования, а субъекты, которым запрещается проведение отдельных видов
страхования.
Для устранения
возможности неоднозначного толкования необходимо уточнить понятие
предприятия, применяемое в представленном законопроекте, с учетом
положений Гражданского кодекса Российской Федерации.
Участие
нерезидентов в инвестировании не ограничивается лишь их участием в уставном
капитале (ст. ст. 2 и 3 Закона РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР). В соответствии с п. 1
ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации общество признается дочерним
при наличии хотя бы одного из трех обстоятельств, а именно: преобладающее
участие одного хозяйственного товарищества или общества по сравнению с другими
участниками в уставном капитале другого общества; договор об управлении одним
хозяйственным товариществом или обществом делами другого общества; иная
возможность одного хозяйственного товарищества или общества определять решения,
принимаемые другим обществом.
В перечень видов
страхования, которые запрещается осуществлять названным в проекте субъектам,
включено и обязательное страхование и обязательное
государственное страхование, и страхование за счет средств
бюджетов. Однако первое понятие включает в себя второе, а третье может
совпадать со вторым. В связи с чем необходимо из
перечня видов страхования исключить обязательное государственное страхование.
Законопроект
устанавливает определенные требования к перечисленным субъектам, в связи с чем следует отметить, что:
ограничение по организационно-правовой
форме требует внесения дополнения в ст. 12 Закона РСФСР Об иностранных
инвестициях в РСФСР;
если требование
получить лицензию на осуществление страховой деятельности авторы проекта
распространяют на организации, зарегистрированные в Российской Федерации в
качестве юридических лиц, то оно уже установлено в действующей редакции Закона
Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской
Федерации.
В соответствии с
Законом РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР
разрешено создание филиалов иностранных страховых организаций, однако филиалы
не вправе заниматься страховой деятельностью. В этой связи следует целесообразным во втором абзаце п. 2 законопроекта из
предложения: Филиалы и представительства иностранных страховых организаций,
расположенные на территории Российской Федерации, подлежат обязательной
регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью в устанавливаемом им порядке исключить слова Филиалы
и.
Применение в проекте
словосочетания участие иностранного капитала в страховых
организациях требует конкретизации формы участия иностранного инвестора.
Проект Закона не
разграничивает четко правоспособность следующих субъектов:
резидентов
Российской Федерации с преобладающим участием в их уставном капитале
нерезидентов Российской Федерации;
нерезидент в
Российской Федерации;
представительств
нерезидентов Российской Федерации.
Устанавливая
предельный размер участия иностранных инвесторов в уставном капитале всех
российских страховых организаций в целом, авторы законопроекта не определяют
правового механизма.
Проект Закона
наделяет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью рядом дополнительных полномочий, в связи
с чем полагаем целесообразным сгруппировать их, дополнив ст. 30 действующей
редакции Закона Российской Федерации Об организации страхового дела в
Российской Федерации.
Поскольку
законопроект допускает деятельность страховых организаций, в уставном капитале
которых имеется доля иностранных инвесторов, в том числе и более 49 процентов,
необходимо внести изменения в Постановление Верховного Совета Российской
Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4016-1, исключив слова При этом доля
участия иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в
совокупности не может превышать 49 процентов.
Норма ст. 3
законопроекта ставит страховые организации, которые будут создаваться после
введения Федерального закона в действие, в неравное положение по сравнению с
ранее созданными страховыми организациями с участием иностранного капитала.