ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 1999 г. N
2031п-П7
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ И
ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Правительство
Российской Федерации представляет официальный отзыв на проект Федерального
закона О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон Об
использовании атомной энергии, принятый Государственной Думой 7 апреля
1999 г. в первом чтении.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
Е.ПРИМАКОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ И
ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В Российской
Федерации создана система контроля за экспортом ядерных материалов и
радиоактивных веществ, правовой базой которой являются
Конституция Российской Федерации, международные обязательства Российской
Федерации, вытекающие, прежде всего, из Договора о нераспространении ядерного
оружия, Федеральный конституционный закон О Правительстве Российской
Федерации, Федеральные законы О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности и Об использовании атомной
энергии, указы Президента Российской Федерации и постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Система контроля
должна обеспечивать предотвращение несанкционированного экспорта ядерных
материалов и радиоактивных веществ, имея в виду поддержание международного
режима нераспространения ядерного оружия, выполнение требований национальной
безопасности страны и защиту ее экономических интересов. Результаты
функционирования этой системы дают основания говорить о ее достаточно высокой эффективности.
По своему построению, решаемым задачам и методам работы она во многом схожа с
аналогичной практикой большинства развитых стран мира.
Как уже
дважды отмечалось Правительством Российской Федерации, принятый в первом чтении
проект Федерального закона О внесении изменения и дополнения в
Федеральный закон Об использовании атомной энергии противоречит
целому ряду законодательных актов и его принятие потребует внесения в них
поправок и пересмотра действующей системы контроля за экспортом ядерных материалов
и радиоактивных веществ, что может отрицательно сказаться на ее эффективности.
Основное же
правовое противоречие, которое возникнет с принятием рассматриваемого
законопроекта, заключается в том, что законодательный орган становится
непосредственным участником коммерческих сделок, подменяя тем самым
соответствующие органы исполнительной власти и конкретных исполнителей
контрактов, фактически принимая на себя всю ответственность за их реализацию.
На практике это
приведет к полному параличу деятельности российских предприятий и организаций в
этой сфере мирового рынка, на котором в настоящее время сложились такие
условия, которые требуют высокой степени оперативности при заключении
контрактов и их реализации. Это диктуется тем, что основная
часть долгосрочных контрактов на поставки ядерных материалов сосредоточена в
руках фирм США и Западной Европы и наши предприятия вынуждены вести жесточайшую
конкурентную борьбу за краткосрочные контракты, а сделки на поставку
радиоактивных веществ, особенно короткоживущих изотопов, зачастую заключаются
непосредственно по факсимильной связи или электронной почте без проведения
переговоров в традиционной форме.
Потеря наших
позиций на мировом рынке ядерных материалов и радиоактивных веществ не только
приведет к заметному сокращению поступлений от экспорта в федеральный бюджет,
но и потребует выделения дополнительных бюджетных средств на поддержку
соответствующих предприятий ядерного комплекса, осуществление их конверсии и
решение задач экологического оздоровления регионов их расположения.
Принятие данного
законопроекта станет еще одним подтверждением аргумента наших западных
конкурентов о непредсказуемости российской законодательной деятельности,
которым они активно пользуются в действиях по вытеснению России с мирового рынка
ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Необходимо
отметить, что ни в одной промышленно развитой стране мира законодательные
органы не занимаются принятием правовых актов в форме законов
по каждому конкретному случаю экспорта ядерных материалов и, тем более,
радиоактивных веществ. Их деятельность в этой области сосредоточена на
обеспечении правовой базы экспорта, прежде всего контроля за
ним. В частности, законодательные органы США лишь в отдельных случаях, имеющих
важное политическое значение, принимают правовые акты по экспорту ядерных
материалов в страны, которые не поставили свою деятельность в ядерной области
под контроль МАГАТЭ или не имеют соответствующих соглашений с США (например, в
Российскую Федерацию). В нашей стране также существует правовая норма в виде
Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. N 312, запрещающая
ядерный экспорт в страны, не обладающие ядерным
оружием, если вся их ядерная деятельность не поставлена под гарантии МАГАТЭ.
Учитывая
изложенное, Правительство Российской Федерации еще раз подтверждает свою
позицию о нецелесообразности принятия рассматриваемого законопроекта как
противоречащего Конституции Российской Федерации, законодательству Российской
Федерации и наносящего ущерб экономическим интересам России.