ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 1999 г. N
2646п-П12
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 16
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
Правительство
Российской Федерации обращается к депутатам Государственной Думы с просьбой
поддержать проект Федерального закона О внесении изменения в статью 16
Федерального закона О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей, внесенный Советом Федерации Федерального Собрания и предусматривающий
предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям со среднедушевым доходом,
не превышающим величины прожиточного минимума, установленного в субъекте
Российской Федерации.
Дефицит бюджетов
всех уровней в течение четырех лет действия Федерального закона О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей не позволяет обеспечить
его выполнение в полном объеме. Неисполнение Закона в наибольшей степени
затрагивает интересы беднейших семей и приводит к росту социальной
напряженности. В большинстве субъектов Российской Федерации задолженность по
выплате ежемесячного пособия на ребенка постоянно увеличивается и на 1 мая 1999
г. ее сумма в целом по Российской Федерации составила 29,2 млрд. рублей.
В июле 1998 г.
принят Федеральный закон, устанавливающий переход на назначение пособия семьям
с детьми со среднедушевыми доходами, не превышающими 200 процентов прожиточного
минимума. Вступление в силу данного Закона предусмотрено после принятия
федерального закона о потребительской корзине (проект внесен Правительством
Российской Федерации в Государственную Думу в феврале 1999 г.). Однако введение
в действие этого Закона не улучшит положение с выплатой ежемесячного пособия на
ребенка, поскольку при таком подходе пособиями будет охвачено 90 процентов
сегодняшних получателей.
Для снижения
социальной напряженности в соответствии с соглашениями об оздоровлении
государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи субъектам
Российской Федерации за счет средств федерального бюджета первоочередная
выплата пособия практически во всех регионах производится адресно. Схемы
установления адресности в основном сводятся к учету среднедушевого дохода семьи
и предоставлению пособия тем семьям, которые в регионах отнесены к наиболее
социально уязвимым (многодетным, неполным, семьям безработных и др.).
В субъектах
Российской Федерации практически завершена передача назначения и выплаты
пособия от предприятий территориальным органам социальной защиты населения, что
позволило получить 15 - 20 процентов экономии финансовых средств.
На сегодняшний день
проведен первоначальный этап инвентаризации задолженности по выплате
ежемесячного пособия на ребенка и определения ее реальных объемов в разрезе
регионов. До 1 июля текущего года предполагается провести детальный анализ
полученных результатов с распределением задолженности финансовых органов по
возмещению расходов на выплату пособия между органами социальной защиты
населения и предприятиями и учреждениями, на которые ранее возлагались
обязанности по выплате пособий гражданам по месту их работы.
Однако, несмотря на
принимаемые меры по нормализации ситуации с выплатой пособий на детей,
своевременно и в полном объеме ежемесячное пособие на ребенка выплачивается
лишь в трех субъектах Российской Федерации (городах Москве и Санкт-Петербурге,
Самарской области). Только в одном регионе (Белгородской области) удалось в
течение 1998 г. погасить задолженность по выплате пособия.
Проект Федерального
закона, внесенный Советом Федерации, обеспечит сбалансированность объема
финансовых ресурсов государства и реализуемых мер по социальной поддержке
населения, соответствие реальных возможностей принимаемым в этой сфере
обязательствам и их законодательному закреплению. Предоставление ежемесячного
пособия на ребенка семьям, имеющим среднедушевой доход, не превышающий величины
прожиточного минимума, позволит осуществлять регулярную и в полном объеме
текущую выплату пособия семьям, нуждающимся в особой заботе государства, а
также использовать часть высвобождающихся средств для
погашения образовавшейся задолженности. Численность детей в семьях с доходами
ниже величины прожиточного минимума оценивается в 17,5 млн. человек (70
процентов от количества детей, которым назначено пособие), общие затраты на
выплату пособия при установленном в настоящее время размере пособия - 14,7
млрд. рублей в год (против 21,2 млрд. рублей по действующему законодательству).
При этом в
регионах, располагающих достаточными финансовыми ресурсами, по решению органов
власти субъектов Российской Федерации выплата ежемесячного пособия на ребенка
может производиться за счет собственных средств и гражданам, имеющим детей, с
более высокими среднедушевыми доходами или вообще без учета доходов.
Учитывая
изложенное, Правительство Российской Федерации в своем заключении (письмо от 2
июня 1999 г. N 2540п-П12) поддержало проект Федерального закона О
внесении изменения в статью 16 Федерального закона О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей, внесенный Советом Федерации, и
предложило рассмотреть его в первоочередном порядке.
Кроме того, Правительство
Российской Федерации поручило МНС России и другим заинтересованным федеральным
органам исполнительной власти проработать вопросы, связанные с использованием
опыта Финляндии по финансированию мероприятий социального блока, в том числе и
по погашению задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка, за счет
средств, получаемых от игорного бизнеса.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.МАТВИЕНКО