ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 1999 г. N
016-31/774
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ
И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Центральный банк
Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон О банках и банковской
деятельности (внесен членом Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации Э.Э. Росселем) (выписка из протокола Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации N 210 от 01.06.1999) и сообщает
следующее.
1. По нашему
мнению, реализация предложений, содержащихся в рассматриваемом проекте, может
вызвать усиление экономической изоляции субъектов Федерации, дезинтеграцию
финансового рынка страны, и, учитывая существующие различия в развитии
экономики и банковской системы регионов, снижение эффективности использования
финансовых ресурсов.
Кроме того,
следствием принятия предложенной редакции статьи 22 Федерального закона О
банках и банковской деятельности станет установление разных норм
регулирования деятельности кредитных учреждений в регионах и создание
неконкурентных преимуществ для местных
кредитных организаций.
2. Пункт 1 статьи 1
представленного проекта предусматривает возможность Центральному банку
Российской Федерации устанавливать обязательный норматив для кредитных
организаций в составе групп или холдингов. Однако, перечень обязательных
нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости
кредитных организаций в рамках его полномочий по банковскому регулированию,
определен в статье 61 Федерального закона О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России). В соответствии с частью третьей статьи 24
Федерального закона О банках и банковской деятельности кредитная
организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в
соответствии с Федеральным законом О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России).
Более того, глава X
Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России) раскрывает содержание каждого из перечисленных в статье 61
обязательных нормативов. Предложенная редакция проекта не дает четкого
определения предлагаемого к введению норматива.
Кроме того,
пояснительная записка к проекту говорит о возможности в случае принятия данной
нормы устанавливать данный норматив дифференцированным по регионам с учетом
различных условий функционирования финансовых рынков субъектов Российской
Федерации. Однако, в соответствии со статьей 73
Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России) Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы по
видам банков и иных кредитных организаций, а не в зависимости от региона
деятельности кредитной организации.
3. Представляется не вполне обоснованным устанавливать отдельные
обязательные нормативы в отношении кредитных организаций и филиалов данной или
иных кредитных организаций, расположенных в одном субъекте Российской
Федерации, поскольку согласно статьям 22 Федерального закона О банках и
банковской деятельности и 55 Гражданского кодекса Российской Федерации
филиал кредитной организации не является самостоятельным юридическим лицом,
осуществляет от имени кредитной организации все или часть банковских операций,
предусмотренных лицензией Банка России, в соответствии
с положением, утвержденным создавшей его кредитной организацией.
4. Считаем
нецелесообразным исключение из статьи 22 Федерального закона О банках и
банковской деятельности перечня сведений, содержащихся в уведомлении
кредитной организацией Банка России об открытии ею филиала, что делает данную
процедуру неопределенной. Кроме того, Банк России лишается возможности
осуществлять надзор за кредитной организацией на стадии открытия ее филиала, и
его функции сводятся к формальному учету открытых филиалов.
5. Статья 2
представленного проекта устанавливает требование о перерегистрации филиалов
кредитных организаций, что противоречит действующим нормам гражданского
законодательства Российской Федерации (статья 55 Гражданского кодекса), в
соответствии с которыми в отношении филиалов кредитных организаций действует
уведомительный порядок их открытия.
6. Представленный
законопроект содержит ряд некорректных формулировок. Например, в статье 1
проекта следует говорить о привлечении (размещении) денежных средств, но не
активов (пассивов).
Кроме того,
в соответствии с терминологией, используемой в статье 4 Федерального закона
О банках и банковской деятельности, а также ряде нормативных актов
Банка России, в отношениях, складывающихся между участниками банковского
холдинга, следует различать основную и иные кредитные организации, а в
отношениях кредитной организации и ее филиалов следует говорить о головном
офисе кредитной организации и ее филиалах.
Таким
образом, учитывая вышеизложенное, Банк России считает нецелесообразным и
экономически не обоснованным принятие представленного проекта Федерального
закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О
банках и банковской деятельности, внесенного членом Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации Э.Э. Росселем.
Заместитель
Председателя
В.Н.ГОРЮНОВ